Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

кратких высказываний Джами иллюстрирует проблему, с которой сталкиваются все суфийские учителя, отказывающиеся принимать учеников на основании только их собственной самооценки:

'Ищущих множество; но почти все они ищут личных выгод. Я встречал так ничтожно мало Ищущих Истину'.

Но это не было его единственной заботой. Группа религиозных фанатиков в Багдаде, стремясь опорочить его, ложно истолковала отрывок из его 'Цепи Золота' и спровоцировала скандал, который утих только после смехотворной и тривиальной публичной дискуссии. Более всего Джами сожалел, что такие вещи вообще возможны в обществе, именуемом человеческим.

Труды и учение Джами снискали ему, в конце концов, такую славу, что тогдашние монархи, начиная от самого султана Турции, постоянно докучали ему подношениями огромного количества золота и других даров и настоятельными просьбами украсить своим присутствием их двор. Поклонение толпы также досаждало ему, к большому изумлению толпы, которая не способна была понять, что он хотел от них не признания его в качестве кумира, но каких-либо действий в отношении самих себя.

Он не уставал указывать, что многие люди, пытающиеся искоренить гордыню, делают это потому, что такая победа дает им возможность еще более поднять себе цену в собственных глазах.

 

   

БУЙНОЕ РАЗРАСТАНИЕ

 

Если ножницы не касаются бороды ежедневно, не придется долго ждать, когда борода в своем буйном росте провозгласит себя головою.

 

 

ЕДИНЕНИЕ

 

Любовь становится совершенной лишь, когда она превосходит себя,

Становясь Единой со своим возлюбленным,

Приводя к Единству Бытия.

   

 

МОЛИТВЫ И НОС

 

Я увидел человека, распростершегося в молитве, и воскликнул:

– Ты возлагаешь бремя своего носа на землю, оправдываясь тем, что это необходимое условие молитвы.

   

 

УЧИТЕЛЬ

 

Правитель – это пастырь, его паства – народ.

Он должен помогать им и оберегать их, а не эксплуатировать и истреблять.

Так кто здесь для кого: пастырь для паствы или паства для пастыря?

 

 

ЛЮБОВЬ

 

Обычная человеческая любовь способна возвысить человека до переживания истинной любви.

 

 

СУХОЕ ОБЛАКО

 

Сухое облако, безводное, не может обладать способностью одаривать дождем.

 

 

ПОЭТ И ВРАЧ

 

Поэт обратился за помощью к врачу.

Он сказал ему:

– У меня целый ряд ужасных симптомов. Я несчастен и не нахожу себе места, у меня ломит руки и ноги, и даже волосы.

Врач спросил:

– Может быть, вы еще не обнародовали свое последнее сочинение?

– Да, это так, – сказал поэт.

– Отлично, – сказал врач. – Будьте так любезны прочитать его.

Поэт стал читать и по требованию врача повторял свои строки снова и снова.

Затем врач сказал:

– Встаньте, вы излечены. То, что было внутри вас, поражало ваши внешние органы. Теперь, когда оно высвобождено, вы снова здоровы.

 

   

НИЩИЙ

 

Нищий подошел к двери, прося о подаянии.

Хозяин вышел ему навстречу и сказал:

– Извините, но дома никого нет.

– А мне никого и не надо, – сказал нищий. – Мне нужна еда.

   

 

ЛИЦЕМЕРИЕ

 

В Истории учителей отмечено, как однажды, когда Джами спросили о лицемерии и честности, он сказал:

'Какая прекрасная вещь честность, и какая странная вещь лицемерие!

Я ходил и в Мекку, и в Багдад и испытывал поведение людей.

Когда я требовал от них честности, они всегда смотрели на меня с уважением, ибо их с детства учили, что порядочные люди всегда так говорят, и они усвоили, что нужно опускать глаза, когда люди говорят о честности.

Когда я советовал им стыдиться лицемерия, они все соглашались со мной.

Но они не знали, что когда я говорил 'истина', я знал: им не известно, что такое истина, и поэтому как они, так и я были при этом лицемерами.

Они не знали, что, когда я указывал им не быть лицемерами, они становились таковыми, не спрашивая меня о том, как этого достичь. Они не знали, что сам я становился лицемером, всего лишь говоря: 'Не будьте лицемерами', ибо слова сами по себе не дают об этом представления.

Таким образом, они уважали меня, когда я поступал лицемерно. Их научили этому. Они уважали себя, в то время как мыслили лицемерно; ибо это чистейшее лицемерие