кратких высказываний Джами иллюстрирует проблему, с которой сталкиваются все суфийские учителя, отказывающиеся принимать учеников на основании только их собственной самооценки:
'Ищущих множество; но почти все они ищут личных выгод. Я встречал так ничтожно мало Ищущих Истину'.
Но это не было его единственной заботой. Группа религиозных фанатиков в Багдаде, стремясь опорочить его, ложно истолковала отрывок из его 'Цепи Золота' и спровоцировала скандал, который утих только после смехотворной и тривиальной публичной дискуссии. Более всего Джами сожалел, что такие вещи вообще возможны в обществе, именуемом человеческим.
Труды и учение Джами снискали ему, в конце концов, такую славу, что тогдашние монархи, начиная от самого султана Турции, постоянно докучали ему подношениями огромного количества золота и других даров и настоятельными просьбами украсить своим присутствием их двор. Поклонение толпы также досаждало ему, к большому изумлению толпы, которая не способна была понять, что он хотел от них не признания его в качестве кумира, но каких-либо действий в отношении самих себя.
Он не уставал указывать, что многие люди, пытающиеся искоренить гордыню, делают это потому, что такая победа дает им возможность еще более поднять себе цену в собственных глазах.
БУЙНОЕ РАЗРАСТАНИЕ
Если ножницы не касаются бороды ежедневно, не придется долго ждать, когда борода в своем буйном росте провозгласит себя головою.
ЕДИНЕНИЕ
Любовь становится совершенной лишь, когда она превосходит себя,
Становясь Единой со своим возлюбленным,
Приводя к Единству Бытия.
МОЛИТВЫ И НОС
Я увидел человека, распростершегося в молитве, и воскликнул:
– Ты возлагаешь бремя своего носа на землю, оправдываясь тем, что это необходимое условие молитвы.
УЧИТЕЛЬ
Правитель – это пастырь, его паства – народ.
Он должен помогать им и оберегать их, а не эксплуатировать и истреблять.
Так кто здесь для кого: пастырь для паствы или паства для пастыря?
ЛЮБОВЬ
Обычная человеческая любовь способна возвысить человека до переживания истинной любви.
СУХОЕ ОБЛАКО
Сухое облако, безводное, не может обладать способностью одаривать дождем.
ПОЭТ И ВРАЧ
Поэт обратился за помощью к врачу.
Он сказал ему:
– У меня целый ряд ужасных симптомов. Я несчастен и не нахожу себе места, у меня ломит руки и ноги, и даже волосы.
Врач спросил:
– Может быть, вы еще не обнародовали свое последнее сочинение?
– Да, это так, – сказал поэт.
– Отлично, – сказал врач. – Будьте так любезны прочитать его.
Поэт стал читать и по требованию врача повторял свои строки снова и снова.
Затем врач сказал:
– Встаньте, вы излечены. То, что было внутри вас, поражало ваши внешние органы. Теперь, когда оно высвобождено, вы снова здоровы.
НИЩИЙ
Нищий подошел к двери, прося о подаянии.
Хозяин вышел ему навстречу и сказал:
– Извините, но дома никого нет.
– А мне никого и не надо, – сказал нищий. – Мне нужна еда.
ЛИЦЕМЕРИЕ
В Истории учителей отмечено, как однажды, когда Джами спросили о лицемерии и честности, он сказал:
'Какая прекрасная вещь честность, и какая странная вещь лицемерие!
Я ходил и в Мекку, и в Багдад и испытывал поведение людей.
Когда я требовал от них честности, они всегда смотрели на меня с уважением, ибо их с детства учили, что порядочные люди всегда так говорят, и они усвоили, что нужно опускать глаза, когда люди говорят о честности.
Когда я советовал им стыдиться лицемерия, они все соглашались со мной.
Но они не знали, что когда я говорил 'истина', я знал: им не известно, что такое истина, и поэтому как они, так и я были при этом лицемерами.
Они не знали, что, когда я указывал им не быть лицемерами, они становились таковыми, не спрашивая меня о том, как этого достичь. Они не знали, что сам я становился лицемером, всего лишь говоря: 'Не будьте лицемерами', ибо слова сами по себе не дают об этом представления.
Таким образом, они уважали меня, когда я поступал лицемерно. Их научили этому. Они уважали себя, в то время как мыслили лицемерно; ибо это чистейшее лицемерие