Суфи.
Сегодня: огонь, завтра -
Бахааддин Накшбанд пришел однажды выступить перед людьми.
'Я осмотрел собравшихся: учёные и невежды, внимательные и любопытные, но как долго я ни смотрел, я не смог заметить ни одного 'человеческого существа'.
Я повернулся к людям, пригласившим меня, и сказал им, желая показать ограниченность возможности работы с неподходящей аудиторией:
'Росой не наполнить колодец; листок же, утопленный в колодце уже не найти'
и обратился к толпе:
'Суфи - нечестивцы. Они обладают секретными знаньями, которые хранят в тайне от обычных людей. Высокие посты, занимаемые ими - результат пользования запретными силами. Теперь скажите, вы хотите быть суфи?'
Большинство людей закивало.
Я продолжал:
'Слова, которые я произнес, принадлежат невежественному глупому болвану - губернатору Куфы, о котором вы все хорошо знаете. Это фанатик, убийца и противник всего человеческого. Нет ничего удивительного в том, что он говорил так о суфи.
'Теперь вы наконец знаете, что суфи - избранные рода человечества. Кто из вас осмелится назвать себя суфи?'
При этих словах все встали.
'Так поступает напыщенность (аб o таб) растущая от корня тщеславия (гурур), проявление Командующего Я (нафс и аммара).
'Сегодняшний огонь это завтрашний пепел'
Закон обратного эффекта
Один человек, пришедший к Аль Шаху, Бахааддину Накшбанду просил у него совета, как жить, как вести себя, какие вещи следует делать, а каких избегать.
Мастер пригласил на ужин своих учеников и попросил гостя повторить просьбу. Когда пришедший, в почтительной форме, изложил свою просьбу Бахааддин сказал:
'Слушай внимательно: Тебе следует начать вести разгульную жизнь, добывая себе средства воровством, причем часть денег ты должен относить мне. Пренебрегай молитвами и внешней чистотой, и всегда старайся добиться превосходства над людьми. Будь хитрым, сильным и беспринципным'
Чем больше говорил Мастер, тем более беспокойным становился проситель, и под конец в ужасе выбежал из комнаты.
По прошествии нескольких недель Бахааддин спросил, нет ли новостей об 'ученике'. 'Есть', ответили ему, 'он живет в Самарканде, образцовой жизнью правоверного. Еще он рассказывает всем, кому может, что ты - Сатана, который пытался сбить его с истинного пути'
Бахааддин рассмеялся. 'Если бы я велел ему вести благую жизнь, он ни за что не послушал бы, - ему вдалбливали это с детства. Естественно, когда он вырос, ему понадобилось что-то более необычное и живое. Но когда я запугал его этой новой странной жизнью, он решил, что будет чувствовать себя лучше, если будет мягким, добродетельным человеком'
'Но, ' спросил один из учеников, 'как же твоя репутация учитель?'
'Участвуют во зле те, кто верит злу. А я уверен, что знающие люди в Самарканде не из таких.'
Клад
Суфи с древнейших времен рассказывали эту историю своим ученикам, и она передавалась через века и школы, которые распадались, и формировались снова. Эта история - Анекдот о сокровище, работает с сознанием, позволяя постичь глубокие вещи тем, кто думает, что глубокой может быть только пустота, что низкое - это высокое и что то, что на поверхности, то и внутри:
КЛАД.
Несколько человек прибежали к учителю и стали, перебивая друг друга, задавать вопросы. Наконец Мастеру удалось установить порядок, и они смогли задавать свои вопросы по очереди.
Первый человек сказал:
'Я много лет искал, но ничего не нашел'
Второй сказал:
'Я нашел удовольствие в самом процессе поиска: это и есть его смысл?'
Третий сказал:
'Иногда мне кажется, что я нашел, а иногда что нет, и что я должен продолжать поиск'
Четвертый сказал:
'Иногда я сомневаюсь в себе, иногда в учителе, иногда в самой Истине'
Мастер отвечал:
'Существуют сотни таких вопросов и на все один ответ. Слушайте:
Известно, как однажды множество людей решили выкопать сокровище. Они взяли все необходимые инструменты и отправились в место, где оно было зарыто. Они начали раскопки.
Некоторые быстро устали, и подумали, что сокровище не стоит таких усилий. Некоторые находили осколки черепицы, и время от времени думали, что это и есть сокровище. Другие наслаждались своим трудом, думая, что в этом радость поиска и обретения. Некоторые снова, глядя на обилие камней и грязи вокруг,