Идрис Шах

Искатель Истины

И Невнимание

 

Двое учеников беседовали в суфийской школе.

Один сказал: 'Я вскоре умру, если наш Учитель будет продолжать игнорировать меня, как он делал последние десять лет: я пришел сюда, чтобы учиться, и я чувствую, что мне не позволяют этого делать'

Второй был не менее выразителен: 'Я, со своей стороны' сказал он 'умру, если Мастер перестанет высмеивать меня: когда он это делает, я чувствую свое невежество и это движет мной на пути к истине'

Оставшиеся ученики горячо спорили, кто из них был прав, до самого ужина, пока не появился Мастер.

Один из учеников сел между двумя спорщиками и поднял руку в знак того, что у него есть вопрос.

'Продолжай' сказал Учитель.

'Я хотел бы попросить тебя, Учитель, продолжать игнорировать того, кто сидит слева от меня пока он не умрет, и начать игнорировать того, что справа с той же целью: так чтобы все остальные смогли воспринимать твои желания. Я надеюсь, что тогда мы все сможем чему-то научиться и будем избавлены от утомительных истерик новичков'

Спор

 

Рассказывают, что двое учеников Пути Суфи спорили о Человеке.

Первый сказал: 'Человек постигает Истину посредством собственных усилий поисков. Начиная с невежества, он прогрессирует, и становится знающим'

Второй сказал: 'Человек постигает Истину только под руководством опытного мастера'

Дело дошло почти до кулаков, и уходило все дальше от разрешения их проблемы, когда они заметили проходящего мимо Суфи. Они решили спросить его:

'Высказаться на этот счет?' спросил он.

'Да, если можно' попросили они.

'Отлично. Я полагаю, каждый из вас видел, как собаки дерутся за кость?'

'Да'

'Но видели вы когда-нибудь, чтобы кость вступала в их спор? Подумайте об этом'

Часть пятая: Анекдоты и рассказы

 

  

Уместность

 

Вопрос: Одно из самых впечатляющих зрелищ, которые я когда-либо видел - масса народу у могилы одного святого. Я был так захвачен эмоциями, исходящими от множества людей, что ощущал их как физическую силу. Вы утверждаете, что Суфи не поощряют такое. Как вы можете отрицать важность подобных случаев?

Ответ: Возможно, вы не слышали притчу о Мулле Насреддине, которая может послужить аналогией вашему переживанию и вашему вопросу. Вот она: Насреддин вез своего друга в тележке на большой скорости. Его друг, заметив указатель, воскликнул:

' Мулла! Мы едем не в ту сторону!'

'Почему ты всегда думаешь о плохом? Посмотри, например, на какой скорости мы мчимся !'- был ответ.

 

Переживания и выпивка

 

Меня попросили показать, чем процесс обучения отличается от своего эмоционально стимулирующего содержания.

Вот история об одном учителе, который тратил большую часть платы за обучение на выпивку.

Когда об этом стало известно, ученики покинули его со словами: 'Мы с трудом понимаем, что он говорит'.

Его друг, тоже ученый, предложил ему бросить пить, так как у него теперь мало учеников.

На это пьяница ответил:

'Я работаю, чтобы заработать денег на выпивку. А ты хочешь, чтобы я прекратил пить, чтобы начать работать!'

Это древняя притча о учителях и учениках, которые 'выпивают': потому что они используют ситуацию обучения для индивидуальной и групповой стимуляции. Как в примере с пьющем учителем, обучение может стать вторичным по отношению к их первичной мотивации, - возбуждению.

 

 

Ghalib and qalib

 

Недавно я слушал по радио интервью между журналистом, живущим на Севере Англии и украинцем, эмигрировавшим в Великобританию. Украинец, хотя и покинул родину в 1944 году, обладал сильным акцентом, но, несмотря на это, я с легкостью мог понять все, что он говорит. Но говор англичанина был настолько местным, я едва мог следить за ходом его мысли. А украинец, проживший на Севере много лет, ясно понимал каждое слово.

В классическом персидском языке можно наблюдать такой же контраст, особенно если есть диалектические вкрапления. В недавней беседе с профессором из Ирана я был обескуражен не только тем, что он произносил букву 'q' так же как 'gh' (как большинство современных персов), но и тем, что когда он процитировал Руми он спутал слово qalib (форма, шаблон) с ghalib (завоеватель). Результатом было то, что фраза 'Qalib az ma host na ma az u', которая означает: 'Форма произошла от нас, а не мы от нее', обрела другой смысл: 'Завоеватель - от нас, а не мы от него'. Может