сказал: 'Работы!'
Воин сказал: 'Славы!'
Тогда раздался голос, который сказал Дервишу:
'Ты не попросил ничего для себя, и еще не поздно переменить решение. Однако, так как ты желаешь Истины, тебе будет показано, как люди будут использовать то, о чем просят...'
И тогда перед Дервишем появилось зеркало, и он увидел в нем королей, полных важности и церемонности, слуг работающих без устали, воинов, которые непрерывно сражались.
Тут Дервиш воскликнул: 'Но каким будет будущее Людей Знаний?'
И тогда он увидел священников и ученых и специалистов всех мастей. У них спрашивали их мнения, обращались за разъяснениями и за обучением. И конечно в результате они уходили от истины и уводили других.
Дервиш закричал: 'Неужели, правда, что нельзя искать Знания без мнений, Истину без одержимости, фактов без собственной к ним привязанности?'
'Боюсь, что давать те вещи, о которых ты говоришь, существующим типам людей уже поздно' говорил ангел, 'поэтому люди будут принимать факты за знание, мнение за просветление, а обязательства за набожность и добродетель'
'Но' продолжал Дервиш, 'как люди узнают, что истина - это не мнение, что факты - не знания, а убеждения - не достоинство?'
'Когда мнение принимается за факт, оно не подходит. Когда факты принимаются за знания, у человека, который пытается интегрировать их в себя возникает неустойчивость в душе. Точно также, когда одержимость путают с долгом, душа остается пустой'
'И что тогда?' - спросил Дервиш.
'Тогда люди, которые пытаются выдать одно за другое, становятся тщеславными, раздражительными, мелочными, так что люди, наблюдающие их со стороны, начинают искать настоящих знаний'
'Но ведь люди могут и не заметить недостатков специалистов?'
'Конечно' сказал ангел 'но только при условии, что у них самих слишком много тщеславия, эмоций и мелочности'
Делай так, как хотят твои Друзья
Некий Суфи посетил однажды Самарканд, и встретился с его правителем, который сказал:
'Я не вижу смысла в суфийском выражении 'Истина лежит вне своих проявлений'. Однако мне кажется истиным то, что люди становятся друзьями и поступают так, как хотят их друзья'
'Не будет ли столь милостива ваша светлость, чтобы назвать имена трех ваших друзей?'
'Охотно. Мои друзья - Судья Афифи, Кабил - Охотник и Салим, Султан всех Купцов'
'Я могу доказать вашей светлости, что друзья не делают того, что хотят их друзья, на это мне понадобится три недели'
'Три недели, но если ты не преуспеешь, лишишься головы!' отвечал Хан.
Время прошло, и по его прошествии, Суфи привел к Хану его друзей: Афифи Судью, Охотника Кабила и Салима - Купца.
'Вот реальная ситуация, которая противоречит вашим представлениям. Афифи поклялся убить Салима, а Салим готов уничтожить Афифи. Кого из них ты поддержишь - обоих? Как ты поступишь, чтобы угодить своим друзьям?'
'А Кабил?' - спросил Хан.
'Кабил хочет убить тебя. Несомненно, как хороший друг ты окажешь ему всю возможную помощь?'
Лицемер
Анвар Аббаси рассказывает:
Я видел опьяненного Богом дервиша, сидевшего на обочине дороги, покрытого только рваным одеялом.
Щедрый человек, богатый купец, который тоже это видел, поспешил в свой магазин и принес оттуда дорогую кашемировую шаль. Ею он аккуратно накрыл спящего дервиша, радуясь возможности быть полезным слуге божественного.
Я продолжал наблюдать, и вскоре увидел, как по дороге приближаются королевские солдаты, в сопровождении некоего ученого, которого они встретили по пути.
Они заметили спящего дервиша. Ученый начал что-то говорить, оживленно жестикулируя, и солдаты бросились избивать беднягу. Они сорвали с него шаль и бросили в реку.
Он со своей стороны не проронил ни слова. Когда я подошел к нему, чтобы спросить его мнение о произошедшем, он сказал:
'Мой друг, не стоит обвинят мирских людей, если они, видя дервиша, покрытого драгоценной шалью, нападают на него с проклятьями. Если бы это не было обычным делом, в мире не было бы таких вещей, как дервиши, шали, ученые и солдаты...'
Чудовище
Это очень старая история, рассказанная когда-то людьми, которые прислушивались к мудрости. Так как люди этой общины мало интересуются смыслом этих слов, уже не важно рассказывали они её или нет или хранили или нет. Однако, ближе к делу:
История рассказывает о четырех друзьях, живших