Если некто разглагольствует перед толпой, то темой могут быть или ничего не значащие общности или развлечение публики. Суфи, как любой эксперт скорее будет работать с подготовленными заинтересованными людьми.
Люди, которые продвинулись в изучении суфизма, или думают, что продвинулись, как правило, начинают учить. Это нормальная стадия развития ученика, но не учителя. Вот почему Суфи говорят: 'Я давно мечтал учить, но мне пришлось долго ждать, пока желание пройдет, только тогда я смог начать'
Даже люди с безупречной репутацией страдают от этого, не замечая, что желание учить - ловушка, расставленная тщеславием.
Нищий и накидка
Один ученик великого Абу-Хафса, долгое время испрашивал у него разрешения учить. Наконец мастер дал свое согласие и сел сам посреди слушателей на первой лекции.
Когда ученик, Абу-Усман, закончил вперед вышел нищий, но не успел он раскрыть рот, как Абу снял свою накидку и протянул ее нищему. При этом учитель вскочил и закричал:
'Ты лжец! Не смей даже говорить с людьми, пока в тебе есть это!'
Растерянный Абу-Усман спросил:
'Что, это?'
'Ты вознаграждаешь себя, и предвосхищаешь нужду нуждающегося человека, прося себя за него'
У нищего и у ученика есть много общего: оба они должны выйти к сцене, чтобы приготовиться к тому, чтобы задать вопрос. И эта позиция придает фокус уму, который позволяет правильно воспринимать.
Притча о короле и юноше
Вопрос: Если Суфи, как вы говорите, не беспокоятся о вещах этого мира, то почему многие из них были заметными фигурами в искусстве, литературе, науке и государственной деятельности?
Ответ: Суфи не заботятся вещами этого мира, когда эти вещи связаны с суетой, и им придается жизненная важность. Но Суфи живут и работают в этом мире, а значит с 'вещами этого мира'.
Существует масса способов работать в мире и с миром, незаметным обычным людям, тем кто не чувствует причинно - следственных связей в отношениях людей, событий и вещей.
Примером может служить известная история о том, как Хидр учил Моисея, предпринимая странные, неочевидные и порой жестокие поступки, которые вели во благо.
Суфи, также, должен быть защищен в миру своей проницательностью, 'как верблюд в пустыне'.
Вот история, которая многое показывает, взятая из Лейлы и Маджнуна Низами:
Один король приблизил к себе юношу и весьма привязался к нему. Однако через некоторое время, несмотря на все уверения короля, юноша почувствовал, что король не доверяет ему, и завел привычку кормить королевских собак - злобную свору хищников.
И вот однажды король, разгневавшись, велел бросить юношу псам, но те, хорошо его зная, отказались причинять ему вред.
Биографы и святые:
В: Многие Суфи, Джами, Саади, Худжвири, были известны как биографы великих учителей, теперь они однако сами почитаются как святые. Почему так?
О: Шах Шуйя из Кирмана писал: 'Великий человек велик, пока не знает об этом. Святой свят, пока не знает об этом'
В: Если я чувствую себя невеждой, как мне начать поиски знания?
О: Древняя пословица гласит: 'Знание состоит в том, чтобы оставаться невеждой'
В: Как можно стать Суфи, зная сколь многое можно потерять, отправляясь в путь?
О: Суфийская поговорка: 'Бедняк не боится воров: Суфи не боится лишений'
В: Многие беспокойные люди на самом деле ищут покоя.
О: Они никогда не найдут его, ибо истинно сказано: 'Беспокойство это облако, проливающее разрушение'
В: Какова основная ошибка всех людей?
О: В том, что они полагают, что живы, хотя на самом деле дремлют в прихожей жизни.
В: Как мне совместить различные методы познания, сохранив то, чего я уже достиг?
О: Это так же просто, как увидеть две зари одного и того же дня.
В: Обязан ли ученик постоянно заниматься мелочами, как пишут в суфийских книгах?
О: Есть поговорка: 'Если вы ищете маленьких дел, и делаете их хорошо, большие дела сами найдут вас'
В: Зачем распылять свои интересы, не лучше ли сконцентрироваться на духовных поисках?
О: Об этом говорится в наставлении: 'Если у тебя есть две рубашки, продай одну и купи себе цветок'
В: Я не знаю, что произойдет завтра и поэтому никогда не могу к нему подготовиться.
О: Ты боишься завтрашнего дня: Однако вчерашний день не менее опасен.
В: Является ли речь лучшим способом общения?
О: Иногда, но не всегда.