она приходит к вам спонтанно, в момент какого-то затруднения. В то время, когда вы испытываете очень серьезные трудности, когда вас что-то мучит, вы обеспокоены, встревожены, не знаете, что может случиться, внезапно она раскрывается в вас, внутри вас возникает слово. И для каждого оно может быть различным. И если вы запомните это слово и всякий раз, встречаясь с трудностями, будете повторять его, действие его станет всепобеждающим. Например, если вы чувствуете в себе предболезненное состояние, или чувствуете, что дело, за которое вы взялись, идет у вас из рук вон плохо, если вы чувствуете что-то злое, которое намерено напасть на вас, тогда... Но это должно происходить спонтанно. Мантра должна подниматься из вас без мысли, вы избираете собственную мантру, и она будет являться спонтанным выражением вашей устремленности. Она может состоять всего из одного слова, или из двух слов, или из трех. Она может быть даже изречением; все зависит от человека, но она обязательно должна быть тем сокровенным звуком, который пробуждает в вас определенное состояние. Тогда, если она у вас есть, уверяю вас, вы сможете преодолеть любые препятствия без всяких затруднений... Лучше всего, когда слово приходит к вам спонтанно. Вы взываете в момент великой трудности - ментальной, витальной, физической, эмоциональной, какой бы она не была - и внезапно что-то возникает в вас: два или три слова, подобных магическому заклинанию. Вы должны запомнить эти слова и выработать привычку повторять их в тот момент, когда возникают затруднения. Если у вас выработана такая привычка, однажды это случится непроизвольно: как только возникнут затруднения, в тот же момент прийдет и мантра. Затем вы увидите, каким чудесным окажется результат. Но мантра не должна быть искусственным изобретением или чем-то таким, что вы сами для себя специально придумали. Например, вы скажите себе: 'Я буду использовать эти слова', или кто-нибудь скажет вам: 'О, ты знаешь, эти слова очень хорошие! ' - Они, может быть, очень хороши для него, но не для всех.
ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМОЕ
Я думаю, что каждый из вас пытался - о, совсем недолго, хотя бы один час в день - не говорить ничего, кроме самых необходимых слов. Ни на одно слово больше, ни на одно меньше.
Возьмите всего один час вашей жизни, один-единственный час, наиболее удобный и в течение этого времени пристально наблюдайте за собой и произносите только совершенно необходимые слова.
Первая трудность состоит в том, чтобы узнать, какие же именно слова являются совершенно необходимыми, а какие нет. Это само по себе целая наука, в которой можно ежедневно совершенствоваться.
Далее, вы увидите, что пока вы не говорите ничего, оставаться молчаливым совсем нетрудно. Но как только вы заговорите, вы неприменно произнесете два, три, десять или даже двадцать совершенно бесполезных слов, которые вообще не было никакой необходимости употреблять.
БОЛТЛИВОСТЬ ПРИВОДИТ К ДЕГРАДАЦИИ
Есть такие состояния, в которых даже самая простая беседа, которая вынуждает вас оставаться на уровне обыденного сознания, вызывает у вас головную боль, чувство тошноты и, если она продолжается долго, то может даже привести к лихорадке. Я имею в виду, конечно, бессмысленную болтовню. И знаете, я уверена, что, кроме немногих исключений, каждый из вас потакает себе в этом занятии, когда говорит о том, о чем вообще следовало бы молчать, или же просто болтает о чем попало. В конце концов это становится естественным для вас, и даже не беспокоит. Но если вы и дальше будете продолжать в том же духе, ваше сознание не сможет подняться, так как вы привязываете самого себя железной цепью к обыденному, и работа в подсознании не только не делается, но даже и не начинается. Те, кто хотят развиваться, встречают достаточно трудностей, так что вряд ли стоит искать их вовне.
Конечно, усилие, поддерживающее сознание на высшем уровне, вначале утомляет, как упражнение, которое вы делаете, чтобы развить свои мышцы. Но ведь из-за этой усталости вы не бросаете гимнастику! Поэтому продолжайте делать то же самое, только ментально, а не физически. Вы не должны позволять вашему уму опускаться до болтовни, которая разлагает вас, и если вы хотите практиковать Йогу, то вам следует воздерживаться от пустых разговоров, вот и все.
РАСШИРЕНИЕ ВАШЕГО МЫШЛЕНИЯ
Вы с кем-то беседуете. Ваш собеседник что-то говорит вам, вы с ним не согласны и, как это чаще всего бывает, начинается спор. Разумеется, ни к чему, кроме ссоры, этот спор не приведет, особенно, если вы раздражительный