ментальной конструкции, которая будет управлять вами, во многом зависит от окружающих вас людей и обстоятельств, а также от характера родителей или тех, кто учит вас. Но какой бы она не была, хорошей или плохой, посредственной или великолепной, она всегда является результатом ментального контроля над жизненными импульсами. Когда ваши родители говорят вам: 'Ты должен это сделать' - это уже начало воспитания, управления импульсами при помощи разума.
ХОЗЯИНОМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
Хорошо, когда дети начинают учиться в раннем возрасте - это ведет к более осмысленной жизни и позволяет реализовать все возможности физического тела. Разум должен быть хозяином в собственном доме. И это не вопрос Йоги или высшей реализации - это то, что надо признать повсюду: в каждой школе, в каждой семье, в каждом доме. Человек сотворен, чтобы быть ментальным существом, а для того, чтобы быть им, - мы не говорим ни о чем другом, мы говорим только о том, чтобы быть человеком - жизнь должна управляться здравым смыслом, а не витальными импульсами. Этому следует учить с младенчества. В первую очередь, надо научить тому, что человек, раз уж он создан мыслящим, должен слушаться здравого смысла, который является сверх-инстинктом человечества. Здравый смысл должен быть хозяином человеческой природы. Вам следует повиноваться разуму и полностью отказаться от подчинения инстинктам. И здесь речь не идет о Йоге или о духовной жизни, вовсе нет. Это основная мудрость человеческой жизни, чисто человеческой, ибо каждое человеческое существо, не повинующееся здравому смыслу, - грубее животного. Этому надо учить всех, это основа образования, которую следует давать детям.
Господство здравого смысла должно и может завершиться только с приходом закона психики, проявлением которого является Божественная Воля.
ПОЛЬЗУЯСЬ РАЗУМОМ, ВЫ РАЗВИВАЕТЕ ЕГО
Как можно развивать разум?
Применяя его. Разум тренируется, как мышцы, как воля. Разум! Каждый обладает разумом, но не всегда применяет его. Некоторые очень боятся разума, потому что он противоречит их низшим импульсам, и они предпочитают не прислушиваться к его голосу. Разумеется, если человек привыкает не обрвщать внимания на голос разума, вместо того, чтобы руководствоваться им, он теряет свет разума, чем дальше, тем больше.
Чтобы развивать разум, вы должны быть искренни. Если, с одной стороны, вы говорите себе: 'Я хочу развивать свой разум', а с другой стороны, не слушаете его, то вы никогда ни к чему не придете. Разумеется, если каждый раз, когда здравый смысл говорит вам 'Сделай это' или 'Не делай этого', вы поступаете наоборот, то скоро он перестанет обращаться к вам вообще.
ВОСПИТАНИЕ: ПОДГОТОВКА СОЗНАНИЯ
Обычно весь комплекс воспитания, вся культура, всякое возвышение наших чувств и всего нашего существа являются одним из лучших способов излечения от инстинктов, желаний, страстей. Отбросить все импульсы - еще не значит избавиться от них. Подвергать их воздействию культуры, интелекта, очищать их - вот самые надежные средства для индивидуального прогресса, а также для достижения определенного чувства гармонии и утонченности восприятия. Все это является частью культуры нашего существа, его образования...
Воспитание - одно из лучших средств, подготавливающих сознание для более высокого развития. Есть люди с грубой и примитивной природой, которые могут иметь большое стремление и достичь определенного духовного развития, однако основа их всегда будет оставаться некачественной и, как только они обратятся к своему обычному сознанию, сразу обнаружатся препятствия, потому что вещество сознания слишком тонко, а в их витале недостаточно элементов, чтобы выдержать нисхождение высшей силы.
ДЕТСКИЕ ЖЕЛАНИЯ
Возлюбленная Мать, как помочь ребенку избавиться от привычки все время что-то выпрашивать?
Существует много способов. Сперва необходимо выяснить, не хотите ли вы просто остановить свободное выражение того, что он думает или чувствует, потому что именно это обычно делают люди. Они ругают, иногда даже наказывают ребенка, и он привыкает скрывать свои желания. Но желания не уходят. Вы, наверное, заметили, что если ребенку все время говорить: 'Нет, нет, ты этого не получишь', то в его уме закрепляется следующее: 'Значит, когда ты маленький, тебе ничего не позволяют! Нужно ждать, пока не повзрослеешь. Когда я стану взрослым, я буду иметь все, что только захочу!' Вот как это бывает. Но это не путь. Очень трудно воспитать ребенка. Можно поступать иначе - давать ему все, что он ни пожелает.