Мать

«Солнечная тропа»

вперед заключается в прогрессирующем равновесии между периодами ассимиляции (восприятия и усвоения) и расходования. Вам надлежит знать, как уравновесить эти состояния и чередовать их в естественном для вашей природы ритме. Вам не нужно выходить за пределы своих способностей, но, с другой стороны, вам не следует действовать на уровне, который явно ниже ваших способностей, потому что витальные силы Вселенной невозможно припрятать в сундук. Они должны постоянно циркулировать. Поэтому вам следует знать не только о том, как получать, но и о том, как расходовать эти силы. Одновременно вам надо увеличивать способность к восприятию, чтобы получать больше энергии и больше использовать ее.

ТРИ ИСТОЧНИКА ВИТАЛЬНОЙ СИЛЫ

К огромному большинству людей все витальные силы приходят снизу, от земли, от пищи, от любых ощущений. Из пищи они получают основное количество витальной энергии, но соприкасаются с нею и благодаря различным ощущениям - видению, слышанию, осязанию. Это то, что питает людей.

Некоторые имеют очень развитую витальность, подчиненную строгой дисциплине. Им кажется, что они всесильны и способны контактировать с движениями мировых сил. Если они призывают к себе силу, то получают ее и могут восполнить ею свои энергетические затраты.

Есть также люди, их очень мало, которые имеют устремленность к более высокому сознанию и более высокой силе. Они призывают эти высшие силы и воспринимают особые, исключительно ценные энергии.

Но до тех пор, пока Йога не стала для вас регулярной дисциплиной, вы не так уж часто имеете доступ к этому источнику. Человек обычно получает энергию либо из своего же плана бытия, либо из более низких планов.

АКТИВНОСТЬ И ПАССИВНОСТЬ В САДХАНЕ

Активное движение - это то движение, которым вы направляете свою волю вовне. То, что исходит из вас через действие, через мысль, чувство, что идет от вас в мир. Пассивность же - это состояние, при котором вы остаетесь открытым и только воспринимаете происходящее. Оно вообще не зависит от того, движетесь вы или остаетесь в покое. И оно не относится ни к действию, ни к бездействию. Быть активным - значит, направлять вовне либо сознание, либо силу, либо движение. Быть пассивным - значит, оставаться неподвижным и лишь получать то, что приходит извне... 'Активность в стремлении' означает, что ваше стремление возносится и достигает Бога - через тапасью, то есть при помощи дисциплины, не принимая сил, противоречащих вашей садхане. Это и есть активность.

Если вы хотите получить истинное вдохновение, внутреннее руководство, направление, если вы желаете иметь силу, которая будет управлять вами и вашей активностью, то следует прекратить все действия. Я не имею в виду физическое бездействие, я имею в виду, что от вас ничто не должно исходить - только покой. Вы открыты и ждете прихода Силы. Затем вы открываетесь как можно шире и принимаете все, что приходит в вас. Вам понятно это движение? Вы спокойны, полностью открыты, как будто открыли все свои поры навстречу той силе, которая должна низойти в вас и трансформировать ваши действия и ваше сознание.

Восприимчивость является результатом чистой пассивности.

ПЛАМЯ И СОСУД

Вы можете одновременно находиться в состоянии устремленности, которая призывает вниз Силу - в состоянии открытости и восприимчивости - и в то же время находиться в состоянии полного внутреннего покоя, который позволит силам проникнуть полностью, так как это и есть то состояние неподвижности, в котором человек проницаем для Силы. Два эти состояния вполне могут сосуществовать, не мешая друг другу, они способны чередоваться, будучи почти неотличимыми друг от друга. Вы можете уподобиться великому пламени, как бы принявшему форму чаши - большой открытой чаши, принимающей все, что спускается в нее.

Эти два состояния могут существовать одновременно. Если вы добьетесь этого соединения, то сможете удерживать его постоянно, чем бы вы не занимались. Нужно только легко изменять сознание, которое вначале станет сознанием устремившегося пламени, а затем - сознанием чаши. Чаши, стремящейся к наполнению, и пламени, поднимающегося ввысь, чтобы привлечь то, что должно наполнить чашу. Это очень слабые, колеблющиеся, тонкие движения, столь близкие друг к другу, что возникает впечатление, будто они присутствуют одновременно.

УСТРЕМЛЕННОСТЬ И ВОСПРИИМЧИВОСТЬ

Устремленность в каждом человеке имеет одну и ту же силу. Однако эффект этой устремленности различен. Устремленность обладает собственной силой, но и она сама, и отклик на нее -