знания эликсира бессмертия, исполняющих желания предметов и т.д.
Оба сиддхи превосходят измерение обычной жизни, но акцент
ставится на первом. Многие яркие способности приходят раньше, и
есть опасность, что их можно принять за освобождение. Но это
лишь первый знак приближения успеха. Развиваясь в сторону
реализации природы Будды, сиддха должен продолжать медитации и
стремиться действовать на благо всех живых существ.
Упоминания о "магии" сиддхов часто трактуются как результат
внешних воздействий на традицию. Но отметим, что магический
элемент входил в главную струю буддийского учения с самого
начала и ясно виден в Сутрах. Прямую аналогию магическим
способностям сиддхов составляют "абхиджны", или
сверхъестественные знания, упомянутые в текстах на Пали, в
частности, первая abhijna, чаще всего называемая "pиддхи" или
"pиддхипада", (пали - иддхи) - способность непосредственного
контроля над элементами универсума.
Вирупа сложил стихотворение, где упоминает несколько
"магических" эпизодов, говоpя: "Если бы я не твоpил чудес, зачем
бы людям было следовать даже внешней Дхаpме?"
Сиддхи умели летать по воздуху, обращать железо в золото,
проходить сквозь огонь, останавливать солнце; они были причиной
многих необычных происшествий. В то же время они усиленно
распространяли Учение, и каждый из них представляет собой яркий
пример успеха в практиках Ваджраяны, живое воплощение Дхармы.
Истории сиддхов можно разделить на два основных класса:
краткие очерки и более подробные сообщения о значительных
фигурах, таких как Вирупа, Нагарджуна и др. В то же время оба
типа повествований, в сущности, резюмируют пройденный путь, а не
являются детальными биографиями. Автор текста был, очевидно,
заинтересован в создании общего обзора известных персонажей
Тантры.
------------
Ж И З Н Е О П И С А Н И Я
В О С Ь М И Д Е С Я Т И Ч Е Т Ы Р Е Х
С И Д Д Х О В.
-------------------
1. ЛУЙИПА.
-------
Учителя Луйипу назвали так потому, что он ел рыбьи
внутренности. Вот рассказ о нем. Жил однажды царь, богатый, как
Кубера, бог процветания. Кроме дворца, украшенного алмазами,
жемчужинами и всем, что можно пожелать, у него было три сына.
Когда он умер, призвали астролога решить, кто из них унаследует
его сокровища. Астролог заглянул в таблицы и объявил, что если
на престол взойдет средний сын, воцарится процветание и
довольство.
Братья короновали принца против его воли, - сам он пытался
всеми силами избежать участи правителя. Его пришлось заковать в
золотые цепи.
Не думая покориться, принц подкупил стражу и с одним из
слуг бежал в Раманешвару, где правил тогда царь Рамала. Там он
выбросил шелковое одеяние и все, что могло его выдать, оделся в
рубище и стал вести жизнь городского нищего. Но внешность принца
была так привлекательна, что каждый давал ему что-нибудь, и он
мог совершенно не беспокоиться о пище.
Позже принц перебрался в Бодхгайя, где дакини заботились о
нем и учили его, а еще позже оказался в Салипутре, резиденции
царя этой страны. Все это время он питался подаянием и ночевал
на могилах.
Однажды по пути на рынок он зашел в харчевню. Хозяйкой там
была дакиня из числа живущих среди людей. Взглянув на принца,