к тому стилю, в каком они
были даны мне - а давались они в духе умеренности и предельной
прямоты.
Я безуспешно пытался сделать еще кое-что: распределить
высказывания по ряду категорий, которые облегчили бы их чтение.
Однако подобная классификация изречений оказалась неприемлемой.
Я не нашел подходящего способа разделения чего-то настолько
неопределенного и обширного, как целостный мир познания, на
какие-либо произвольные смысловые категории.
Мне оставалось просто двигаться вслед за высказываниями и
позволить им самим создать набросок очертаний мыслей и ощущений
шаманов Древней Мексики в отношении жизни, смерти, Вселенной и
энергии. Эти мысли связаны с тем, как шаманы понимали не только
саму Вселенную, но и протекающие в нашем мире процессы жизни и
сосуществования. Еще более важно то, что они указывают на
возможность одновременного использования двух систем познания
без какого-либо ущерба для личности.
ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ ИЗ "УЧЕНИЯ ДОНА ХУАНА"
***Сила зависит лишь от того, какого рода знанием владеет
человек. Какой смысл в знании вещей, которые бесполезны? Они не
готовят нас к неожиданной встрече с неизвестным.
***Ничто не дается даром в этом мире, и приобретение знания -
труднейшая из всех задач, с какими человек может столкнуться.
***Человек идет к знанию так же, как он идет на войну -
полностью пробужденный, полный страха, благоговения и
безусловной решимости. Любое отступление от этого правила -
роковая ошибка, и тот, кто ее совершит, непременно доживет до
дня, когда горько пожалеет об этом.
Только выполняющий эти четыре условия - быть полностью
пробужденным, полным страха, благоговения и безусловной
решимости - застрахован от ошибок, за которые придется платить;
лишь при этих условиях он не будет действовать наугад. Если
такой человек и терпит поражение, то он проигрывает только
битву, а об этом не стоит слишком сожалеть.
***Слишком сильное сосредоточение на себе порождает ужасную
усталость. Человек в такой позиции глух и слеп ко всему
остальному. Эта странная усталость мешает ему искать и видеть
чудеса, которые во множестве находился вокруг него. Поэтому
кроме проблем у него ничего не остается.
***Любому, кто приступает к учению, приходится выкладываться
настолько, насколько он способен, и границы обучения
определяются собственными возможностями ученика. Именно поэтому
разговоры на тему обучения лишены всякого смысла. Страхи перед
знанием - дело обычное; все мы им подвержены, и тут ничего не
поделаешь. Однако каким бы устрашающим ни было учение, еще
страшней представить себе человека, у которого нет знания.
***Сердиться на людей означает считать их поступки чем-то
важным. Настоятельно необходимо избавляться от подобного
ощущения. Поступки людей не могут быть настолько важными, чтобы
отвести на задний план единственную жизненно важную
альтернативу: наши неизменные встречи с бесконечностью.
***Любой путь - лишь один из миллиона возможных путей.
Поэтому воин всегда должен помнить, что путь - это только путь;
если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить
его любой ценой. Любой путь - это всего лишь путь, и ничто не
помешает воину оставить его, если сделать это велит
ему его
сердце. Его решение должно быть свободно от страха и
честолюбия. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний.
Воин испытывает его столько раз, сколько находит нужным. Затем
он задает себе, и только самому себе, один вопрос: имеет ли
этот путь сердце?
Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Есть ли у этого
пути сердце? Если есть, то это хороший путь; если нет, то от
него никакого толку. Оба пути ведут в никуда, но у одного есть
сердце, а у другого - нет. Один путь делает путешествие по нему
радостным: сколько ни странствуешь - ты и твой путь
нераздельны.