мое яростное
сопротивление, дон Хуан вогнал свою точку зрения в самые
глубины моего существа, и в отношении мира шаманов мне пришлось
безоговорочно признать, что шаманы-практики оценивали мир с
такой точки зрения, которую невозможно было описать с помощью
привычных нам концепций. К примеру, они воспринимали энергию
так, как она течет во Вселенной, - энергию, свободную от
ограничений влияния общества и синтаксиса; чистую, вибрирующую
энергию. Они называли это актом видения.
Основная цель дона Хуана заключалась в том, чтобы помочь
мне воспринять энергию так, как она течет во Вселенной. В мире
шаманов такое восприятие энергии является первым обязательным
шагом к еще более захватывающей и свободной точке зрения иной
системы познания. Чтобы добиться от меня реакции видения, дон
Хуан воспользовался другими, чуждыми элементами познания. Один
из важнейших таких элементов он называл перепросмотром; этот
метод представляет собой систематическое тщательное изучение
собственной жизни, фрагмент за фрагментом, которое проводится
не с позиции оценивания или поиска ошибок, а с точки зрения
попытки постичь свою жизнь и изменить ее ход. Дон Хуан
утверждал, что, как только практикующий начнет взирать на свою
жизнь в той отстраненной манере, какой требует перепросмотр, он
уже не сможет вернуться к прежнему образу жизни.
Видеть энергию так, как она течет во Вселенной, означало,
по словам дона Хуана, способность видеть человеческие существа
в облике светящегося яйца, или светящегося шара энергии, и
различать в этом светящемся шаре энергии определенные черты,
свойственные всем людям в целом - например, точку повышенной
яркости в достаточно ярком светящемся энергетическом коконе.
Шаманы утверждали, что именно в этой точке повышенной
яркости,
которую они называли точкой сборки, и собирается восприятие.
Логическое развитие этой мысли означает, что в этой точке
повышенной яркости вырабатывается наша система познания мира.
Каким бы странным это ни казалось, дон Хуан Матус был прав в
том смысле, что именно так все и происходит.
Таким образом, процесс восприятия шаманов существенно
отличался от восприятия обычного человека. Шаманы утверждали,
что прямое восприятие энергии привело их к тому, что они
называли энергетическими фактами. Под энергетическими фактами
они понимали вызываемое непосредственным видением энергии
зрелище, которое приводит к окончательным и несократимым
выводам - эти выводы не подчиняются логическим соображениям или
попыткам согласовать их с привычной нам системой интерпретации.
Дон Хуан говорил, что для шаманов его линии энергетическим
фактом было то, что окружающий нас мир определяется процессами
познания и эти процессы не являются неизменными - они не есть
нечто непреложное. Эти процессы зависят от подготовки, они
связаны с практичностью и пользой. Эта мысль получает свое
развитие в другом энергетическом факте: процессы привычного нам
познания представляют собой только следствия воспитания - и
ничего больше.
Дон Хуан Матус без тени сомнения знал, что его рассказы о
системе познания шаманов Древней Мексики - именно то, что
происходит в действительности. Помимо прочего, дон Хуан был
нагвалем; для шаманов-практиков это понятие означает
естественного лидера - человека, способного наблюдать
энергетические факты без вреда для самого себя. Таким образом,
он был наделен умением успешно проводить своих собратьев по
таким путям мышления и восприятия, какие просто не поддаются
описанию.
Принимая во внимание все факты системы познания, о которых
рассказал мне дон Хуан, я пришел к выводу о том, что важнейшим
элементом такого мира является идея намерения - сам дон Хуан
придерживался того же мнения. Для шаманов Древней Мексики
намерение представляло собой некую силу, которую они могли
визуализировать,