Карлос Кастанеда

Колесо времени 1998г

лучшего обращения. Она еще и потому имеет значение,

что человек не хочет принимать ответственность за поступки,

которые побуждают его жалеть самого себя.

***

Изменение фасадов жалости к себе означает только то, что

воин переносит прежде важные составляющие на второй план.

Жалость к самому себе по-прежнему остается чертой его

характера, однако теперь она занимает место на заднем плане -

подобно тому, как представления о надвигающейся смерти, о

смирении воина или об ответственности за свои поступки когда-то

тоже существовали на заднем плане и никак не использовались до

тех пор, пока воин не стал воином.

***

Воин признает свою боль, но не индульгирует в ней. Поэтому

настроение воина, который входит в неизвестность, - это не

печаль. Напротив, он весел, потому что он чувствует смирение

перед своей удачей, уверенность в том, что его дух неуязвим, и,

превыше всего, полное осознание своей эффективности. Радость

воина исходит из его признания своей судьбы и его правдивой

оценки того, что лежит перед ним.

КОММЕНТАРИИ

"Сказки о силе" отмечают мой полный провал. В то время,

когда происходили описанные в этой книге события, я страдал от

тяжелого эмоционального сдвига, переломного момента воина. Дон

Хуан Матус покинул этот мир, оставив в нем четырех своих

учеников. Дон Хуан использовал ко всем личный подход и поставил

перед каждым свою задачу. Я считал эту задачу неким плацебо, не

имеющим никакого значения в сравнении с тяжестью нашей потери.

Никакие надуманные задачи не могли смягчить горечь от

ощущения того, что нам никогда уже не увидеть дона Хуана. Моей

первой просьбой к дону Хуану, разумеется, стали слова о том,

что я хотел бы отправиться вместе с ним.

- Ты еще не готов, - сказал он. - Будь реалистичен.

- Но я мог бы приготовиться в мановение ока, - заверил его

я.

- Не сомневаюсь. Если ты и будешь готов, то только не для

меня. Мне требуется совершенная действенность. Мне нужны

безупречная воля, безупречная дисциплинированность. Этого у

тебя еще нет. Они появятся, ты движешься к ним, но сейчас их у

тебя еще нет.

- Но ведь ты смог бы забрать меня с собой, дон Хуан - даже

если я еще не готов и не совершенен.

- Думаю, да, но я не стану этого делать. Это оказалось бы

для тебя постыдным расточительством. Поверь мне, ты потерял бы

все. Не настаивай. Назойливость не относится к миру воинов.

Этого заявления было достаточно, чтобы я прекратил свои

просьбы. Однако внутренне я с тоской желал уйти вместе с ним,

выйти за пределы всего, что я знал и считал нормальным и

реальным.

Когда наступил тот миг, когда дон Хуан окончательно

покидал этот мир, он превратился в какую-то разноцветную

газообразную светимость. Он стал чистой энергией, свободно

текущей во Вселенной. В тот момент мое ощущение потери стало

таким нестерпимым, что мне захотелось умереть. Я позабыл обо

всем, что говорил дон Хуан, и без малейших колебаний решил

броситься в пропасть. Я рассчитывал, что если сделаю это, то в

миг смерти дон Хуан обязан будет взять меня с собой и спасти

хотя бы те крохи осознания, что во мне остались.

Однако по каким-то причинам, необъяснимым как с точки

зрения убеждений моей обычной системы познания, так и с позиции

системы познания мира шаманов, я не погиб. Я остался один в

мире повседневной жизни, а три мои когорты рассеялись по всему

миру. Я стал незнакомцем для самого себя, и это сделало мое

одиночество еще более горьким.

Я считал себя неким провокатором, каким-то шпионом,

которого дон Хуан по неясным соображениям оставил здесь после

себя. Высказывания из книги "Сказки о силе" показывают

неведомое качество этого мира - не мира шаманов, а мира

обыденной жизни, которая, по словам дона Хуана, так же

загадочна и богата, как и все остальное. Чтобы насладиться

чудесами мира повседневной жизни,