и ни о чем не сожалеет. Его жизнь - бесконечный вызов,
а вызовы не могут быть плохими или хорошими. Вызовы - это
просто вызовы.
***Основное различие между воином и обычным человеком
заключается в том, что воин все принимает как вызов, тогда как
обычный человек принимает все как благословение или проклятие.
***Воин должен быть текучим и изменяться в гармонии с
окружающим миром, будь это мир разума или мир воли. Реальная
опасность для воина возникает тогда, когда выясняется, что мир
- это ни то и ни другое. Считается, что единственный выход из
этой критической ситуации - продолжать действовать так, как
если бы ты верил. Секрет воина в том, что он верит, не веря.
Разумеется, воин не может просто сказать, что он верит, и на
этом успокоиться. Это было бы слишком легко. Простая вера
устранила бы его от анализа ситуации. Во всех случаях, когда
воин должен связать себя с верой, он делает это по собственному
выбору. Воин не верит, воин должен верить.
***Смерть - это необходимая добавка к "должен верить". Без
осознания смерти все становится обычным, незначительным. Мир
потому и является неизмеримой загадкой, что смерть постоянно
выслеживает нас. Без осознания присутствия нашей смерти нет ни
силы, ни тайны. Долг верить, что мир таинствен и непостижим, -
это выражение самого глубокого предрасположения воина.
***Сила всегда открывает воину кубический сантиметр шанса.
Искусство воина состоит в том, чтобы быть непрерывно текучим,
иначе он не успеет ухватиться за этот шанс.
***Обычный человек привык осознавать только то, что считает
важным для себя. Но настоящий воин должен осознавать все и
всегда.
***Целостность самого себя - очень таинственное дело. Нам
нужна лишь малая часть ее для выполнения сложнейших жизненных
задач. Но когда мы умираем, мы умираем целостными. Шаман
задается вопросом: если мы умираем с целостностью самих себя,
то почему бы тогда не жить с ней?
***Для воина главнейшим правилом в жизни является выполнять
свои решения столь тщательно, что ничто, случившееся в
результате его действий, не может его удивить и уж тем более -
истощить его силы.
***Когда воин принимает решение, он должен быть готов к
смерти. Если он готов умереть, то не будет никаких ловушек,
никаких неприятных сюрпризов и никаких ненужных поступков. Все
должно мягко укладываться на свое место, потому что он не
ожидает ничего.
***Воин, как учитель, прежде всего, должен обучить своего
ученика одной возможности - способности действовать, не веря,
не ожидая наград. Действовать только ради самого действия.
Успех дела учителя зависит от того, насколько хорошо и
насколько грамотно он ведет своего ученика именно в этом особом
направлении.
***В помощь стиранию личной истории воин, как учитель, должен
обучить своего ученика трем техникам. Они заключаются в
избавлении от чувства собственной важности, принятии
ответственности за свои поступки и использовании смерти как
советчика. Без благоприятного эффекта этих техник стирание
личной истории может вызвать в ученике неустойчивость, ненужную
и вредную двойственность относительно самого себя и своих
поступков.
***Нет никакого способа избавиться от жалости к самому себе,
освободиться от нее с пользой. Она занимает определенное место
и имеет определенный характер в жизни обычного человека -
определенный фасад, который видно издалека. Поэтому каждый раз,
когда предоставляется случай, жалость к самому себе становится
активной. Такова ее история. Если человек меняет фасад жалости
к самому себе, то он убирает и ее выдающееся положение. Фасады
изменяют, изменяя использование элементов самого фасада.
Жалость к себе полезна для того, кто ею пользуется, потому что
он чувствует свою важность и считает, что заслуживает лучших
условий,