Личность человека - это
суммарный объем его личной силы. И только этим суммарным
объемом определяется то, как он живет и как умирает.
***Личная сила - это чувство. Что-то вроде ощущения удачи или
счастья. Можно назвать ее настроением. Воин - это охотник за
силой. На нее необходимо охотиться и накапливать ее в течение
целой жизни борьбы.
***Воин действует, как если бы он знал, что он делает, даже
когда на самом деле он не знает ничего. Обычный человек
по-разному действует в отношении того, что считает правдой, и
того, что считает ложью. Воин действует безупречно в обоих
случаях.
***Воин не испытывает угрызений совести за что-либо
содеянное, так как оценивать собственные поступки как низкие,
отвратительные или дурные означает приписывать самому себе
неоправданную значительность.
Весь смысл заключается в том, чему именно человек уделяет
внимание. Мы либо делаем себя жалкими, либо делаем себя
сильными - объем затрачиваемых усилий остается одним и тем же.
***Люди говорят нам с момента нашего рождения, что мир
такой-то и такой-то и все обстоит так-то и так-то. У нас нет
выбора. Мы вынуждены принять, что мир именно таков, каким его
нам описывают.
***Искусство воина состоит в сохранении равновесия между
ужасом быть человеком и чудом быть человеком.
КОММЕНТАРИИ
К тому времени, когда я писал "Путешествие в Икстлан",
вокруг меня воцарилась самая загадочная атмосфера. Дон Хуан
Матус принял в отношении моего повседневного поведения
определенные чрезвычайно прагматичные меры. Он очертил
некоторые
принципы деятельности и хотел, чтобы я неукоснительно
следовал им. Он поставил передо мной три задачи, имеющие самое
отдаленное отношение к моему миру обыденной жизни - или к
какому-либо миру вообще. Он хотел, чтобы в обычной жизни я
любыми доступными способами старался стирать свою личную
историю. Затем он потребовал, чтобы я отбросил свои привычные
действия, а в завершение сказал, что мне нужно расстаться с
чувством собственной важности.
- Как мне добиться всего этого, дон Хуан? - спросил я его.
- Не представляю, - ответил он. - Никто из нас не имеет
никакого представления о том, как сделать это прагматично и
эффективно. И все же, начиная действовать, мы делаем это, даже
не понимая, что именно нам помогло.
- Сейчас ты столкнулся с тем же затруднением, с каким в
свое время встретился я сам, - продолжал он. - Уверяю тебя, что
это затруднение вызвано полным отсутствием в нашей жизни
представления о том, что заставляет нас меняться. Когда учитель
поставил передо мной эту задачу, мне потребовалось для ее
решения только одно: понимание того, что это можно сделать. Как
только я понял это, у меня все получилось - сам не знаю, как
именно. Я бы посоветовал тебе поступить точно так же.
Я принялся высказывать самые надуманные жалобы, ссылаясь
на то, что занимаюсь изучением общественных наук и привык к
обоснованным практическим указаниям, которые опираются на
практические методы, а не на нечто туманное и основанное на
магических приемах.
- Говори, что хочешь, - смеясь, ответил дон Хуан, - а
когда твой поток жалоб иссякнет, забудь о сомнениях и делай то,
о чем я тебя попросил.
Дон Хуан был прав. Все, что было необходимо мне - вернее,
все, что было неявно необходимо какой-то загадочной части меня,
- уловить саму идею. Тому "я", которого я знал всю свою жизнь,
было нужно нечто намного большее, чем просто идея: ему
требовалась подготовка, понукания и руководство. Однако успехи
настолько заинтриговали меня, что выполнение задачи стирания
привычных действий, потери чувства собственной важности и
отказа от личной истории превратились в подлинное удовольствие.
- Ты стоишь прямо перед путем воинов, - походя сказал дон
Хуан, поясняя мне эти таинственные успехи.
Он