продвижения вперед без жалоб и потребности в одобрении.
Лично мне концепция воина показалась захватывающей - и,
одновременно, одной из самых пугающих, с какими я когда-либо
сталкивался. Я считал, что, если приму этот принцип, то он
обратит меня в слепое подчинение, не оставив ни времени, ни
возможности осмотреться, возразить или выразить недовольство.
Высказывание жалоб было привычкой всей моей жизни, и, честно
говоря, я готов был бороться не на жизнь, а на смерть, чтобы
сохранить ее. Я считал высказывание недовольства признаком
чувствительного, смелого и честного человека, не испытывающего
колебаний при выражений своих убеждений, симпатий и антипатий.
Если всему этому предстояло превратиться в боевую единицу, то я
потерял бы больше, чем мог себе позволить.
Такими были мои невысказанные мысли. И все же я завидовал
целеустремленности, спокойствию и безупречности воина. Одним из
величайших средств, которыми воспользовались шаманы Древней
Мексики для укрепления концепции воина, была идея отношения к
смерти как к спутнику, наблюдающему за нашими поступками. Дон
Хуан говорил, что, как только человек принимает этот принцип -
пусть даже в самой мягкой форме, -- возникает мост над
пропастью, разделяющей наш мир повседневных занятий, и то, что
находится впереди, но не имеет названия - то, что теряется в
тумане и кажется несуществующим. Это нечто настолько неясно,
что его нельзя использовать как точку отсчета, и все же оно
есть, оно бесспорно существует.
Дон Хуан утверждал, что единственным существом на земле,
способным пересечь этот мост, является воин: безмолвный в своей
борьбе; неукротимый, так как ему нечего терять; работоспособный
и действенный, так как ему предстоит обрести все.
ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ ИЗ "ПУТЕШЕСТВИЯ В ИКСТЛАН"
***Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в
любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно. В
любое время. Мгновенно.
***Человек не должен беспокоиться о том, чтобы сделать
фотографии или магнитофонные записи. Все это излишества
спокойной жизни. Во всем, что мы делаем, по-настоящему
необходимо лишь одно - "дух". Человек должен беспокоиться лишь
о духе, который убывает.
***Воин не нуждается в личной истории. В один прекрасный день
он обнаруживает, что в ней нет никакой нужды, и просто
избавляется от нее.
***"Я собираюсь взять твоего отца в качестве примера, чтобы
проиллюстрировать мою точку зрения на личную историю. Твой отец
знает о тебе все. Поэтому ты для него - как раскрытая книга. Он
знает, кто ты такой, что из себя представляешь и чего стоишь. И
нет на земле силы, которая могла бы заставить его изменить свое
отношение к тебе.
Естественно, такое интимное знание о тебе есть и у всех
твоих друзей. У каждого, кто тебя знает, сформировался
определенный образ твоей личности. И любым своим действием ты
как бы подпитываешь и еще больше фиксируешь этот образ. Личная
история постоянно нуждается в том, чтобы ее сохраняли и
обновляли. Поэтому ты рассказываешь своим друзьям и
родственникам обо всем, что делаешь. С другой стороны, для
воина, у которого нет личной истории, нет необходимости в
объяснениях, его действия не могут никого рассердить или
разочаровать, а самое главное - он не связан ничьими мыслями и
ожиданиями".
***Когда отсутствует какая бы то ни было определенность, мы
все время алертны, мы постоянно готовы к прыжку. Гораздо
интереснее не знать, за каким кустом прячется кролик, чем вести
себя так, словно тебе все давным-давно известно.
***Пока человек чувствует, что наиболее важное и значительное
явление в мире - это его персона, он никогда не сможет
по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь,
он не видит в нем ничего, кроме самого себя.
***Смерть - наш вечный попутчик. Она всегда находится