опять в заросли листьев, из которых вынырнул. Под
воздействием порыва вовнутрь я пошел сквозь листву дерева, огибая
толстые ветки. Затем я вновь вынырнул из дерева и в один миг очутился
рядом с доном Хуаном у двери его дома в пустыне Сонора.
Я сразу понял, что снова нахожусь в состоянии, в котором могу
нормально мыслить, но не могу разговаривать - Дон Хуан сказал, чтобы я
не волновался. Он сказал, что наш дар речи подвержен очень сильным
влияниям, и что периоды немоты - довольно распространенное явление среди
магов, которые отваживаются заглядывать за пределы обычного восприятия.
В глубине души я чувствовал, что дон Хуан проникся жалостью ко мне
и решил меня приободрить. Но голос эмиссара который я ясно услышал в
этот момент, произнес, что через несколько часов отдыха ко мне вернется
не только дар речи, но и хорошее самочувствие.
Выспавшись, я по просьбе дона Хуана дал ему подробное описание
всего увиденного и пережитого мной. Он предупредил меня, что понимание
моих переживаний невозможно на основе рациональных представлений. И дело
вовсе не в том, что мой интеллект в каком-то смысле неполноценен, а в
том, что это было происшествие, которое разум не может постичь просто по
своей природе.
Я, естественно, возразил, что нет ничего непостижимого для разума.
Положение вещей может быть неясным, но рано или поздно мыслящий разум
прольет свет на все. И я действительно верил в это.
Дон Хуан с большим терпением объяснил, что мыслящий разум - всего
лишь один из аспектов положения точки сборки; поэтому знание о том, что
происходит в мире, здравомыслие, уверенность в себе - все эти предметы
нашей гордости и предполагаемые мерила нашего здравомыслия - являются
лишь следствием расположения точки сборки в ее обычном месте. Чем более
жестко она там фиксирована, тем более мы самоуверенны, тем сильнее мы
чувствуем, что знаем мир и способны предвидеть будущее.
Он добавил, что сновидение дает нам гибкость, необходимую для того,
чтобы войти в другие миры, разрушая нашу убежденность в знании этого
мира. Он назвал сновидения путешествием в невообразимые измерения,
когда, после того, как мы постигаем все доступное человеческому
восприятию, наша точка сборки выскальзывает за пределы человеческого и
достигает непостижимого.
- Мы снова вернулись к самому важному аспекту мира магов, -
продолжал он, - положению точки сборки. Оно является одновременно
проклятием старых магов и источником постоянных неприятностей
человечества.
- Почему ты так говоришь, дон Хуан?
- Потому что все человечество и маги древности пали жертвой
положения точки сборки. Человечество не знает, что точка сборки
существует, и поэтому принимает последствия ее обычного расположения как
нечто окончательное и неоспоримое. Что же касается старых магов, то они
пострадали потому, что хотя и знали все о точке сборки, но не смогли
правильно воспользоваться ее возможностями.
Ты должен избежать этих двух ловушек, - продолжал он. - Было бы
очень плохо, если бы ты уподобился человечеству в своем неведении
относительно точки сборки. Но будет еще хуже, если ты станешь так же
рационально, как старые маги, использовать точку сборки для достижения
личных целей.
- Я все еще не понимаю, о чем ты говоришь. Какое это имеет
отношение к тому, что я пережил вчера?
- Вчера ты посетил другой мир. Но если ты спросишь меня, где он
находится, и я скажу тебе, что он - в положении точки сборки, ты снова
ничего не поймешь.
По словам дона Хуана, мне грозила одна из двух роковых возможностей.
Первая состояла в том, что я последую по пути человечества и столкнусь с
дилеммой, когда мой опыт скажет мне, что есть иные миры, а мой разум
будет утверждать, что они не существуют и не могут существовать. Вторая
- в том, что я уподоблюсь старым магам, сразу же согласившись с
реальностью иных миров, и начну использовать положение точки сборки,
порождающее эти миры, для корыстных целей. В результате возникнет
проблема, связанная с уходом в иные уровни реальности в погоне за
могуществом и богатством.
Мне нечего было сказать в ответ на его слова, но через некоторое
время я понял, что я не должен непременно стать жертвой этих роковых
возможностей, потому что в принципе я полностью согласен с точкой зрения
самого дона Хуана, - хотя, естественно, я не мог тогда полностью
представлять, с чем соглашаюсь. Согласие с ним скорее выражалось в
каком-то давно забытом чувстве уверенности, которое я потерял и теперь
начинал медленно обретать снова.
Возврат к моей