со мной, без какого-то особого
ментального процесса, который я бы осознавал.
- Как можно преднамеренно управлять воспоминанием? - спросил я.
- Интенсивность, будучи аспектом "намерения", естественно связана с
блеском глаз магов, - объяснил он. - для того, чтобы вспомнить эти
изолированные островки восприятия, магам надо только "намеренно" вызвать
особый блеск своих глаз, который ассоциируется с тем местом, в которое они
хотят вернуться. Но я тебе уже это объяснял.
Наверное, я выглядел озадаченным. Дон Хуан смотрел на меня с
серьезным выражением лица. Я раскрывал рот несколько раз, пытаясь задать
ему несколько вопросов, но не мог оформить свои мысли.
- Поскольку его размер интенсивности больше обычного, - сказал дон
Хуан. - за несколько часов маг может прожить эквивалент обычной жизни. Его
точка сборки, перемещаясь в незнакомую позицию, требует энергии больше,
чем обычно. Этот дополнительный поток энергии называется интенсивностью.
Я понял то, о чем он говорит, с удивительной ясностью, и моя
рациональность рухнула при столкновении с потрясающим контекстом.
Дон Хуан некоторое время фиксировал на мне свой взгляд, а затем
предупредил, чтобы я остерегался реакции, которая обычно причиняет
страдания магам - неудовлетворенного желания объяснить магическое
переживание убедительными, благоразумными терминами.
- Переживание мага так необычно, - продолжал дон Хуан. - что маги
считают его интеллектуальным упражнением и используют его для
"выслеживания" самих себя. Тем не менее, их козырной картой, как
"сталкеров", является то, что они продолжают остро осознавать, что мы
воспринимающая сторона, и что восприятие обладает большими возможностями,
чем может представить себе ум.
Как общее замечание, я высказал свое понимание необычных возможностей
человеческого сознания.
- Чтобы защитить себя от этой безмерности, - сказал дон Хуан. - маги
научились придерживаться идеальной смеси безжалостности, хитрости,
терпения и ласки. Эти четыре основания немыслимо перепутаны друг с другом.
Маги культивируют их, намеренно вызывая эти основания. Они, конечно же,
являются позициями точки сборки.
Он продолжал говорить, что каждое действие, выполняемое магом, было
определением владения этими четырьмя принципами. Поэтому, собственно
говоря, любое действие мага продумано и в мыслях, и в реализации, и
представляет собой своеобразную смесь четырех оснований "выслеживания".
- Маги используют четыре настроения "выслеживания" как путеводители,
- продолжал он. - это четыре различных состояния ума, четыре различных
марки интенсивности, которые маги могут использовать, заставляя свои точки
сборки передвигаться в особые позиции.
Он вдруг показался мне раздосадованным. Я спросил, не беспокоят ли
его мои настойчивые просьбы и расспросы.
- Я просто удивляюсь, как наша рациональность бросает нас под молот
на наковальню, - сказал он. - это наша тенденция размышлять, спрашивать,
разоблачать. Но ей нет места внутри дисциплины магии. Магия - это акт
достижения места безмолвного знания, а безмолвное знание невозможно
осмыслить. Его можно только переживать.
Он улыбнулся, его глаза блестели, как пятна света. Он сказал, что
маги, пытаясь защитить себя от подавляющего эффекта безмолвного знания,
развили искусство "выслеживания". Выслеживание передвигает точку сборки
ежеминутно и неуклонно, тем самым давая магам время и возможность
поддержать себя.
- В искусстве "выслеживания" есть техника, которую маги используют
наиболее часто - это контролируемая глупость. Маги утверждают, что
контролируемая глупость является единственным способом, посредством
которого они имеют дело сами с собой - в их состоянии расширяющегося
сознания и восприятия - а также и каждым в мире повседневных дел.
Дон Хуан объяснял контролируемую глупость как искусство
контролируемого обмана, или искусство притворства быть полностью
погруженным в действие, которое в данный момент под рукой - притворства до
такой степени, когда никто не сможет отличить его от реального поведения.
Контролируемая глупость - это не открытый обман, говорил мне дон Хуан, но
утонченный, артистичный способ быть отделенным от всего, в то же время
оставаясь неотъемлемой частью всего.
- Контролируемая глупость - это искусство, - продолжал дон Хуан. -
Очень надоедливое искусство и трудное для обучения. Большинство магов
просто воротит от него, не потому, что ему присуще какое-то зло, а потому,
что при использовании его требуется много энергии.
Дон Хуан признался, что он сознательно практикует