эманаций вороны, что привело
к моему превращению в ворона.
Я опять задал дону Хуану вопрос, который задавал ему десятки раз. Я
хотел знать, действительно ли я физически превратился в ворону, или просто
думал и чувствовал, как она. Он объяснил, что сдвиг точки сборки в нижнюю
область всегда приводит к полному превращению. Он добавил, что если точка
сборки переходит некий критический порог, то мир исчезает: он перестает
для нас быть тем, чем является на человеческом уровне.
Он признался, что мое превращение было действительно ужасающим по
любым стандартам, однако моя реакция на это переживание показала ему, что
у меня нет склонности в этом направлении. Если бы это было не так, мне
пришлось бы приложить немало энергии, чтобы отбиться от тенденции остаться
в этой низшей области, которая некоторым видящим кажется наиболее удобной.
Далее он сказал, что непреднамеренный сдвиг вниз периодически
случается с каждым видящим, однако такие спады бывают все реже при
продвижении точки сборки влево. Но каждый раз, когда это случается,
энергия видящего, подпавшего этому, значительно падает. Это отступление
требует времени и значительных усилий для исправления.
- Эти провалы делают видящих мрачными и узколобыми, - продолжал он. -
а в некоторых случаях излишне рациональными.
- Как видящие могут избежать этих сдвигов вниз? - спросил я.
- Это зависит от воина, - ответил он. - некоторые из них имеют
естественную склонность потакать своим причудам, например ты. Такие
получают сильные удары. Для подобных тебе я рекомендовал бы быть начеку
двадцать четыре часа в сутки. Дисциплинированным мужчинам и женщинам я
рекомендовал бы бодрствовать двадцать три часа.
Он посмотрел на меня сияющими глазами и засмеялся.
- У женщин-видящих такой сдвиг бывает чаще, чем у мужчин, - сказал
он. - но они могут выбраться из этого положения без всяких усилий, в то
время, как мужчины опасно мешкают.
Он сказал также, что женщины-видящие имеют особую способность
удерживать свою точку сборки в любом положении в нижней позиции, а мужчины
- нет. У мужчин есть трезвость и цель, но мало таланта. Вот почему нагвалю
нужно иметь восемь женщин-видящих в своей партии: женщины дают импульс для
пересечения неизмеримых пространств неведомого. Вместе со способностью
нагваля, или как следствие ее, женщины приобретают устрашающую
интенсивность. Они могут поэтому воспроизвести животную форму с блеском,
легкостью и неповторимой жестокостью.
- Если ты думаешь о пугающих вещах, - продолжал он. - о каком-то
невообразимом соблазне во тьме, ты думаешь, не зная этого, о
женщине-видящей, таящейся в неизмеримой области внизу. Настоящий ужас
лежит как раз здесь: если ты когда-нибудь встретишь странную
женщину-видящую - беги в горы!
Я спросил его, способны ли другие организмы к сдвигу своей точки
сборки.
- Их точка сборки может сдвигаться, - сказал он. - однако для них
этот сдвиг не может быть произвольным.
- Значит, точка сборки других организмов тоже натренирована
находиться там, где она находится? - спросил я.
- Всякий новорожденный организм подвергается тренировке тем или иным
путем, - ответил он. - мы можем не понимать, как происходит их тренировка
- в конце концов, мы не понимаем этого и в своем случае - однако видящие
видят, что новорожденных заставляют делать то, что создает их облик. Как
раз это и происходит с человеческими детьми: видящие видят, что сначала их
точка сборки движется произвольно, а затем они видят, как присутствие
взрослых прикрепляет ее к одному месту. То же случается со всем
организмом.
Дон Хуан, казалось, размышлял некоторое время, а затем добавил, что у
человеческой точки сборки есть одно уникальное свойство. Он указал на
дерево за окном.
- Когда мы, как серьезные взрослые люди, смотрим на дерево, - сказал
он. - наша точка сборки настраивает бесконечное число эманаций, и
происходит чудо: наша точка сборки позволяет нам воспринять комплекс
эманаций, который мы называем деревом.
Он пояснил, что точка сборки не только осуществляет настройку,
необходимую для восприятия, но также освобождает эту настройку от
некоторых эманаций, чтобы достичь большей утонченности восприятия, своего
рода снятие сливок - хитрое человеческое построение, не знающее аналогий.
Он сказал, что по наблюдению новых видящих, только люди способны к
дальнейшему усложнению комплексных эманаций. Он использовал здесь
испанское слово "деснате", означающее снятие наиболее вкусных пенок с
поверхности молока после его кипячения и остывания. Подобно этому,
человеческая