Хуан сказал также, что точка сборки ответственна за то, что
восприятие в первом внимании происходит комплексами. Примером комплекса
эманаций, которые выделяются совместно, будет человеческое тело, как мы
его воспринимаем. Другая часть нашего полного бытия - светоносный кокон -
никогда не выделяется и погружается в забвение, так как свойство точки
сборки не только в том, чтобы заставить нас воспринимать комплексы
эманаций, но и отбрасывать другие.
Когда я сильно нажал на него, требуя объяснений комплексов, он
ответил, что точка сборки излучает свечение, которое группирует связки
эманаций, заключенных в коконе. Эти связки соединяются затем, как связки,
с эманациями в великом. Такое комплексование происходит даже тогда, когда
видящие имеют дело с эманациями, никогда не использованными. Когда они
выделены, мы воспринимаем их так же, как комплексы в первом внимании.
- Одним из великих моментов для новых видящих был тот, когда они
открыли, что неведомое - это просто эманации, отброшенные первым
вниманием. Это великое дело, но имей в виду, что это дело, в котором
происходит группировка в комплексы. Непостижимое, с другой стороны - это
вечность, где наша точка сборки не имеет путей группировки чего-либо.
Он объяснил, что точка сборки подобна светоносному магниту, который
подбирает эманации и группирует их, когда движется в пределах человеческой
полосы эманаций. Это открытие сделано к славе новых видящих, так как оно
осветило неведомое новым светом. Новые видящие заметили, что некоторые из
навязчивых видений видящих, такие, которые почти невозможно постичь,
совпадают со сдвигом точки сборки в ту область полосы человеческих
эманаций, которая диаметрально противоположна той, в которой они обычно
находятся.
- Это видения темной стороны человека, - заверил он.
- Почему ты называешь это темной стороной человека? - спросил я.
- Потому, что она сумрачна и зловеща, - сказал он. - она не только
неведомое, но еще кто знает, что такое.
- Ну а что можно сказать относительно эманаций, которые находятся
внутри человеческого кокона, однако вне границ человеческой полосы? -
спросил я. - можно ли их воспринять?
- Да, однако совершенно неописуемым образом, - сказал он. - Они не
человеческое неведомое, как в случае с неиспользованными эманациями
человеческой полосы, но почти неизмеримое неведомое, где человеческие
черты вовсе не прослеживаются. В действительности это область такой
обезоруживающей безграничности, что даже лучшие из видящих едва ли
пустились бы в ее описание.
Я еще раз попытался настоять на том, что мне кажется, что тайна,
очевидно, внутри нас.
- Тайна вне нас, - сказал он. - внутри мы имеем только эманации,
стремящиеся разрушить кокон. И это, так или иначе, вводит нас в
заблуждение, воины мы или средние люди. Только новые видящие обошли это.
Они боролись за то, чтобы увидеть, и путем сдвига своей точки сборки они
поняли, что эта тайна проницаема - не в том смысле, что мы ее постигаем,
но в том, что заставляет нас постичь ее.
- Я говорил тебе, что новые видящие верят, что наши органы чувств
способны воспринимать все. Они верят в это потому, что видят, что
положение точки сборки определяет то, что воспримут наши чувства.
- Женщина-нагваль сделала это, - сказал дон Хуан, словно он прочел
мои мысли. - она созерцала эти тени после полудня.
Мысль о ней, созерцающей эти тени после полудня, оказала на меня
быстрое опустошающее действие. Интенсивный желтый свет этого часа,
спокойствие этого города и привязанность, которую я испытывал по отношению
к женщине-нагвалю, в одно мгновение всколыхнули во мне все одиночество
бесконечного пути воина.
Дон Хуан определил пределы этого пути, когда сказал, что новые
видящие - это воины полной свободы и их единственное устремление
направлено к окончательному освобождению, которое приходит, когда они
обретают полное сознание. Тут я понял с незамутненной ясностью, глядя на
эти осеняющие стены тени, что подразумевала женщина-нагваль, когда
сказала, что громкое чтение стихов - это единственное облегчение, какое
имеет ее дух.
Я вспомнил, как за день до этого она читала здесь, на этом дворике
кое-что для меня, но я не понял ее настойчивости, ее томления. Это было
стихотворение Хуана Рамона Хименеса "Ора инманса", о котором она сказала,
что оно синтезирует для нее одиночество воинов, вышедших, чтобы уйти к
полной свободе:
Только птичка и колокол нарушали безмолвие...
Казалось, они беседуют с заходящим солнцем.
Золотистое молчание - вечер, сотканный из хрусталя.
Странствующая