Карлос Кастанеда

Дар орла 1981г

ухаживать за вторым вниманием. Как только оно

окрепнет, стоит лишь чуть-чуть сфокусировать его на деталях полета, и

чувство полета усиливает сновидение полета, пока для меня не стало

обыденным "сновидеть", что я парю в воздухе.

Таким образом, в деле полета мое второе внимание было обострено.

Когда нагваль дал мне задачу перемещаться в тело сновидения, он имел в

виду, чтобы я включила свое второе внимание, бодрствуя. Так я это

понимаю. Первое внимание, - внимание которое создает мир, никогда

нельзя преодолеть полностью. Оно лишь может на секунду быть выключено

и замещено вторым вниманием, при условии, что тело уже накопило его в

достаточном количестве. Искусство сновидения является, естественно,

путем накопления второго внимания, поэтому можно сказать, что для

перемещения в свое тело сновидения в бодрствующем состоянии следует

практиковать сновидение, пока оно у тебя из ушей не польется.

- Можешь ли ты в любое время, когда захочешь, попадать в свое тело

сновидений? - Спросил я.

- Нет, это не так просто, - ответила она. - Я научилась повторять

движения и ощущения полета в бодрствующем состоянии, но я все же не

могу летать всегда, когда пожелаю всегда существует барьер для моего

тела сновидений. Иногда я чувствую, что барьер снят. Мое тело в это

время свободно, и я могу летать, как если бы я была в сновидении.

Я сказал ей, что в моем случае дон Хуан дал мне три задачи для

тренировки моего второго внимания. Первая состояла в том, чтобы

находить в сновидении свои руки. Затем он рекомендовал мне выбрать

место и сфокусировать мое внимание на нем, а затем проделать "дневное

сновидение" и посмотреть, смогу ли я в действительности попасть туда.

Он предложил, чтобы я помещал в таком месте кого-нибудь, кого я знаю,

предпочтительно женщину, преследуя две цели: во-первых

отметить слабые изменения, которые могут указать на то, что я

действительно был там в сновидении, и, во-вторых, найти ту незаметную

деталь, которая окажется как раз тем, на что настраивается мое второе

внимание.

Наиболее серьезной проблемой, с которой встретится в этом аспекте

сновидящий, является неуклонная фиксация его второго внимания на такой

детали, которая всегда останется незамеченной вниманием повседневной

жизни, создавая таким образом почти непреодолимое препятствие для

оценки. То, что ищешь в сновидении, оказывается совсем не тем, чему

уделяешь внимание в повседневной жизни.

По словам дона Хуана, только в периоде обучения приходится

прилагать усилия к тому, чтобы сделать неподвижным второе внимание.

После этого приходится выдерживать почти неодолимое давление второго

внимания и лишь мимоходом бросать взгляды на окружающее. В сновидении

следует удовлетворяться самыми краткими видениями всего, так как если

на чем-нибудь сфокусируешься, то мгновенно теряешь контроль.

Последней обобщенной задачей, которую он мне дал, было выходить из

тела. Я частично преуспел в этом и все время считал это свои

единственным реальным достижением в сновидении.

- 77 -

Дон Хуан исчез прежде, чем я усовершенствовал ощущение в

сновидении, что я могу обращаться с миром обычных вещей, находясь тем

временем в сновидении. Его уход прервал то, что, по моему мнению,

должно было быть проникновением периода сновидения в мир повседневной

жизни.

Чтобы объяснить контроль второго внимания, дон Хуан ввел идею

воли. Он сказал, что воля может быть представлена в виде максимального

контроля свечения тела как поля энергии, или о ней можно говорить как

об уровне профессионализма, или как о таком состоянии бытия, которое

внезапно входит в повседневную жизнь воина в определенное время. Она

ощущается как сила, излучающая из средней части тела вслед за моментом

абсолютной тишины, или моментом сильного ужаса, или моментом глубокой

печали, но не после момента счастья, потому что счастье слишком

опустошающе и поэтому не дает воину той концентрации, которая нужна,

чтобы использовать свечение тела и обратить его в молчание.

- Нагваль говорил мне, что печаль человеческого существа так же

мощна, как и испуг, - сказала Горда. - Печаль заставляет воина лить

кровавые слезы. И то и другое может привести к моменту молчания, или же

молчание приходит само по себе из-за того, что воин стремится к нему в

течение всей своей жизни.

- Ты сама когда-нибудь испытывала такой момент молчания? - Спросил

я.

- Испытывала, конечно, но я не могу припомнить теперь, на что это

похоже, -сказала она. - Мы с тобой оба уже испытывали его, но никто из

нас не может теперь ничего об этом