концентрироваться на этой точке,
не нагружая ее свинцом.
Однажды я самостоятельно вошла в сновидение. Я чувствовала свой
живот в том месте, где Нагваль так часто клал грузик, когда внезапно я
заснула, как обычно, но только при этом что-то толкнуло меня в матку. Я
увидела красноватое сияние, а затем совершенно изумительный сон, но как
только я попыталась пересказать его Нагвалю, я поняла, что это не был
обычный сон. Я не могла объяснить ему, что это был за сон, - я просто
чувствовала себя очень счастливой и сильной. Он сказал, что это было
сновидение.
С этих пор он никогда не клал на меня грузик. Он позволял мне
заниматься сновидением и не вмешивался. Время от времени он просил
меня рассказать ему об этом и затем давал указания. Вот таким образом
должно проводиться обучение сновидению.
Горда сказала, что по словам дона Хуана облегчить сновидение могло
что угодно, как и неделание, при условии, что внимание будет
удерживаться фиксированным. Например, он заставлял ее и других учеников
пристально смотреть на листья и камни и поддержал Паблито, когда тот
захотел сконструировать свое собственное устройство для неделания.
Паблито начал с неделания ходьбы назад. Он двигался, бросая
короткие взгляды через плечо, чтобы видеть тропу и избегать препятствий
на ней. Я подал ему идею использовать зеркальце заднего обзора, а он
развил ее в целую конструкцию из деревянного шлема с придатками, на
которых были укреплены два маленьких зеркальца примерно в 15 см от его
лица и в 5 см ниже уровня его глаз. Два зеркальца не мешали ему
смотреть вперед, а благодаря боковому углу, под которым они были
установлены, они охватывали все пространство позади него. Паблито
- 74 -
хвастал, что имеет полный круговой обзор мира. При помощи этого
сооружения он мог идти назад на любое расстояние и в течение любого
времени.
Поза, которую принимаешь для сновидения, тоже была очень важной
темой.
- Не знаю, почему Нагваль не говорил мне с самого начала, -
сказала Горда, что лучшей позой для женщины, чтобы начать сновидение -
это сесть со скрещенными ногами, а затем дать телу упасть, как оно и
сделает, если внимание будет на сновидении.
Нагваль сказал мне об этом, наверное, через год после того, как я
начала. Теперь я секунду сижу в этом положении, затем ощущаю свою
матку, - и я уже в сновидении.
В самом начале я делал сновидение, как и Горда, лежа на спине,
пока однажды дон Хуан не сказал мне, что я добьюсь лучших результатов,
если буду сидеть на тонкой мягкой циновке, сложив ступни ног одна к
другой и положив бедра так, чтобы они касались циновки. Он указал, что
поскольку у меня гибкие тазобедренные суставы, я должен развить их
полностью, ставя себе задачей, чтобы мои бедра полностью прилегали к
циновке. Он добавил, что если я буду входить в сновидение в таком
сидячем положении, мое тело не соскользнет и не упадет в сторону, а
туловище наклонится вперед и лоб уляжется на ступни ног.
Другой очень важной темой было время, когда следует проводить
сновидение. Дон Хуан говорил нам, что поздний вечер и раннее утро
наиболее благоприятны для этого. Причина, по которой он предпочитал
именно эти часы, крылась в том, что он называл практическим применением
знания магов. Он сказал, что поскольку заниматься сновидениями
приходится в окружении людей, следует выбирать наилучшие условия для
уединения и отсутствия вмешательства. Вмешательство, которое он имел в
виду, было связано с вниманием людей, а не с их физическим
присутствием. По словам дона Хуана, бессмысленно уходить из мира и
прятаться, потому что если даже человек совсем один в изолированном
пустынном месте, вмешательство людей все равно существует, потому что
невозможно отключить их первое внимание. В зависимости от местности, в
часы, когда большинство людей спит, возможно отвести часть этого
внимания на короткий отрезок времени. Именно в эти часы первое внимание
окружающих спит.
Это вело к его описанию второго внимания. Дон Хуан объяснил нам,
что то внимание, которое необходимо в начале сновидения, должно быть
насильно остановлено на определенной детали сна. Только путем
обездвиживания нашего внимания возможно превратить обычный сон в
сновидение.
Далее он объяснил, что в сновидении приходится пользоваться теми
же механизмами внимания, что и в повседневной жизни; наше первое
внимание выучено с большей силой фокусироваться на деталях мира для
того, чтобы превратить аморфное и хаотическое чувство восприятия в
упорядоченный мир сознания.
Дон Хуан сказал нам также,