города, идя неторопливым шагом. Дон Хуан
попросил меня изложить ему все детали моих провалов. Мне было очень трудно
описать их, разве что называть их моментами забывчивости или неслежения за
тем, что я делаю. Он терпеливо остановил меня, указав, что я очень
требовательная персона, имею отличную память и бываю очень тщателен в своих
действиях. Сначала мне показалось, что эти любопытные провалы были связаны с
остановкой внутреннего диалога, но они бывали у меня и тогда, когда я
разговаривал сам с собою вовсю. Казалось, они происходили из области,
независимой от всего того, что я знаю.
Дон Хуан похлопал меня по спине. Он улыбался с явным удовольствием.
- В конце-концов ты начинаешь устанавливать реальные связи, - сказал
он.Я попросил его объяснить это загадочное заявление. Но он резко прервал
наш разговор и сделал мне знак следовать за ним в небольшой парк перед
церковью.
- Это конец нашего путешествия в центр города, - сказал он и сел на
скамью. - здесь мы имеем идеальное место для того, чтобы наблюдать за
людьми. Тут идут прохожие по улице и другие, которые возвращаются из церкви.
Отсюда мы можем видеть каждого.
Он указал на широкую деловую улицу и на дорожку, посыпанную гравием,
ведущую к церкви. Наша скамья находилась на полдороге между церковью и
улицей.
- Это моя очень любимая скамейка, - сказал он, глядя на дерево.
Он подмигнул мне и добавил с улыбкой: "она любит меня, вот почему на
ней никто не сидит. Она знала, что я приду".
- Скамейка знала это? - Нет! Не скамейка. Мой нагваль. - Разве нагваль
имеет сознание, он осознает предметы?
- Конечно. Он осознает все. Вот почему меня интересует твой отчет. То,
что ты называешь провалами и ощущениями, является нагвалем. Чтобы говорить
об этом, мы должны заимствовать с острова тоналя слова, поэтому удобнее
будет ничего не объяснять, а просто перечислить его эффекты.
Я хотел сказать еще что-нибудь об этих любопытных ощущениях, но он
заставил меня замолчать.
- Хватит. Сегодня не день нагваля. Сегодня день тоналя. Я надел свой
костюм, потому что я сегодня целиком тональ.
Он смотрел на меня. Я собирался сказать ему, что предмет, похоже,
становится более трудным, чем все, что он объяснял мне до сих пор. Он,
казалось, предвидел мои слова.
- Это трудно, - продолжал он, - я знаю это. Но учитывая то, что это
последняя заслонка, последний этап того, чему я тебя учил, не будет
чрезмерным сказать, что она охватывает все, о чем я говорю с первого дня
нашей встречи.
Долгое время мы молчали. Я чувствовал, что мне нужно подождать, пока он
завершит свое объяснение, но ощутил внезапный приступ тревоги и поспешно
спросил.
- Нагваль и тональ внутри нас? Он взглянул на меня пристально.
- Очень трудный вопрос, - сказал он. - сам ты сказал бы, что они внутри
нас. Я сказал бы, что они не внутри, но никто из нас не был бы прав. Тональ
твоего времени призывает тебя утверждать, что все, имеющее отношение к твоим
мыслям и чувствам, находится внутри тебя. Тональ магов говорит
противоположное: все снаружи. Кто прав? Никто. Внутри, снаружи, это в
действительности не имеет значения.
Я не отступал. Я сказал, что когда он говорил о тонале и нагвале, то
это звучало так, как будто бы существует и третья часть. Он сказал, что
тональ "заставляет нас" совершать поступки. Я попросил его сказать мне, о
ком он говорил, кого заставляют.
Он не ответил мне прямо. - Объяснить это не так просто, - сказал он. -
вне зависимости от того, насколько умными являются ключевые точки тоналя,
дело в том, что нагваль берет верх. Его выход на поверхность однако всегда
ненамеренный. Величайшим искусством тоналя является подавлять любое
проявление нагваля таким образом, что даже если его присутствие будет самой
очевидной вещью в мире, оно останется незамеченным.
- Для кого оно незаметно? Он усмехнулся, покачивая головой вверх-вниз.
Я нажал на него, требуя ответа. - Для тоналя, - сказал он. - я говорю
исключительно о нем. Я могу ходить кругами, но это не должно ни удивлять, ни
раздражать тебя. Я предупредил о трудности понимания того, о чем я
рассказываю. Я пошел через все эти перипетии, потому что мой тональ
осознает, что он говорит о себе. Другими словами, мой тональ использует себя
для того, чтобы понять ту информацию, которую я хочу сделать ясной для
твоего тоналя. Скажем так, что тональ, поскольку он остро осознает,
насколько это приятно говорить о себе, создал термин "я", "меня" и так
далее, как баланс, и благодаря им он может разговаривать с другими тоналями
или сам с собой