Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном

уровень необычной реальности имел отношение к ее действующему

состоянию. Он включал в себя механику, способы достижения собственно

необычной реальности. Внешний уровень имел три аспекта: 1 -

подготовительный период, 2 - переходные стадии, и 3 - наблюдение учителя.

Подготовительный период - это промежуток времени между одним

состоянием необычной реальности и следующим. Дон Хуан пользовался им для

того, чтобы давать мне прямые инструкции и определить основное направление

учения. Подготовительный период являлся критически важным в создании

состояний необычной реальности и имел два аспекта: 1 - период,

предшествующий необычной реальности, и 2 - период, следующий за необычной

реальностью.

Период, предшествующий необычной реальности, был относительно

коротким отрезком времени, самое большее 24 часа. При состояниях необычной

реальности, вызванных dатurа иноьиа и рsilоsyве мехiсаnа этот период

характеризовался драматическими и быстрыми прямыми инструкциями дона Хуана

по специфической цели этого правила и по способам манипуляции, которые я

предположительно должен был подтвердить в наступающем состоянии необычной

реальности. В случае лофофора виллиамси этот период был временем

ритуального поведения, т.к. мескалито не имел правила.

Период, следующий за необычной реальностью, с другой стороны,

представлял собой длинный промежуток времени, длящийся месяцами, что

позволяло дону Хуану обсудить и внести ясность в события, происшедшие во

время предыдущего состояния необычной реальности. Этот период особенно

важен после применения лофофора виллиамси. Так как мескалито не имел

правила, то цель, преследуемая в необычной реальности, - это выяснение

характеристик мескалито. Дон Хуан описал эти характеристики во время

длительного интервала, следующего за каждым состоянием необычной

реальности.

Второй аспект внешнего уровня - это переходные стадии, которые

означали переход от состояния обычной реальности к состоянию необычной

реальности и наоборот. Два состояния реальности в этих переходных стадиях

накладывались и критерий, которым я пользовался, чтобы отличить последние

от любого из состояний реальности, состоял в том, что их составляющие

элементы были затушеваны. Я никогда не был в состоянии осознать их или

точно вспомнить.

В пределах осознаваемого времени переходные стадии были либо

обрывистыми, либо замедленными. В случае dатurа inохiа обычное и необычное

состояния почти накладывались друг на друга, и переход из одного в другое

происходил внезапно. Наиболее заметными были переходы в необычную

реальность. Напротив, рsilоsyво мехiсаnа вызывала переходные стадии,

которые я воспринимал, как медленные. Переход из обычной в необычную

реальность был особенно затянувшимся и осознаваемым. Я всегда его

осознавал больше из-за понимания последующих событий.

Переходные стадии при применении lорнорноrа williамsii, видимо,

сочетали в себе черты двух других. Во-первых, переходы в и из необычной

реальности были очень заметны. Вход в необычную реальность был медленным;

я перенес его без ухудшения физического и умственного состояния; но

возвращение в обычную реальность было короткой внезапной переходной

стадией, которую я ясно осознал, но при сниженных способностях к

восприятию всех ее подробностей.

Третьим аспектом внешнего уровня было наблюдение наставника или

действенная помощь, которую я, как ученик, получал при прохождении

состояния необычной реальности. Я выделил наблюдение в самостоятельную

категорию, т.к. подразумевалось, что на определенной стадии процесса

обучения наставник войдет в необычную реальность вместе с учеником.

В период состояний необычной реальности, вызванный dатurа inохiа, я

получал минимум наблюдения. Дон Хуан особенно акцентировал выполнение всех

моментов подготовительного периода, но после того, как я удовлетворил это

требование, он предоставил меня самому себе.

В необычной реальности, вызванной рsilосyве мехiсаnа, степень

наблюдения была совершенно другой, т.к. в этом случае ученик нуждался в

максимуме помощи и руководства. Подтверждение этого правила сделало

необходимым принятие другой формы, которое предполагало серию разных

установок, которые мне должны были быть даны для восприятия окружающего.

Дон Хуан дал эти установки в виде словесных команд и предложений во время

переходных стадий в необычную реальность. Другим аспектом его наблюдения

было руководство мною в начале состояний необычной реальности, давая мне

команды сконцентрироваться на некоторых составляющих элементах

предшествующего