уровень необычной реальности имел отношение к ее действующему
состоянию. Он включал в себя механику, способы достижения собственно
необычной реальности. Внешний уровень имел три аспекта: 1 -
подготовительный период, 2 - переходные стадии, и 3 - наблюдение учителя.
Подготовительный период - это промежуток времени между одним
состоянием необычной реальности и следующим. Дон Хуан пользовался им для
того, чтобы давать мне прямые инструкции и определить основное направление
учения. Подготовительный период являлся критически важным в создании
состояний необычной реальности и имел два аспекта: 1 - период,
предшествующий необычной реальности, и 2 - период, следующий за необычной
реальностью.
Период, предшествующий необычной реальности, был относительно
коротким отрезком времени, самое большее 24 часа. При состояниях необычной
реальности, вызванных dатurа иноьиа и рsilоsyве мехiсаnа этот период
характеризовался драматическими и быстрыми прямыми инструкциями дона Хуана
по специфической цели этого правила и по способам манипуляции, которые я
предположительно должен был подтвердить в наступающем состоянии необычной
реальности. В случае лофофора виллиамси этот период был временем
ритуального поведения, т.к. мескалито не имел правила.
Период, следующий за необычной реальностью, с другой стороны,
представлял собой длинный промежуток времени, длящийся месяцами, что
позволяло дону Хуану обсудить и внести ясность в события, происшедшие во
время предыдущего состояния необычной реальности. Этот период особенно
важен после применения лофофора виллиамси. Так как мескалито не имел
правила, то цель, преследуемая в необычной реальности, - это выяснение
характеристик мескалито. Дон Хуан описал эти характеристики во время
длительного интервала, следующего за каждым состоянием необычной
реальности.
Второй аспект внешнего уровня - это переходные стадии, которые
означали переход от состояния обычной реальности к состоянию необычной
реальности и наоборот. Два состояния реальности в этих переходных стадиях
накладывались и критерий, которым я пользовался, чтобы отличить последние
от любого из состояний реальности, состоял в том, что их составляющие
элементы были затушеваны. Я никогда не был в состоянии осознать их или
точно вспомнить.
В пределах осознаваемого времени переходные стадии были либо
обрывистыми, либо замедленными. В случае dатurа inохiа обычное и необычное
состояния почти накладывались друг на друга, и переход из одного в другое
происходил внезапно. Наиболее заметными были переходы в необычную
реальность. Напротив, рsilоsyво мехiсаnа вызывала переходные стадии,
которые я воспринимал, как медленные. Переход из обычной в необычную
реальность был особенно затянувшимся и осознаваемым. Я всегда его
осознавал больше из-за понимания последующих событий.
Переходные стадии при применении lорнорноrа williамsii, видимо,
сочетали в себе черты двух других. Во-первых, переходы в и из необычной
реальности были очень заметны. Вход в необычную реальность был медленным;
я перенес его без ухудшения физического и умственного состояния; но
возвращение в обычную реальность было короткой внезапной переходной
стадией, которую я ясно осознал, но при сниженных способностях к
восприятию всех ее подробностей.
Третьим аспектом внешнего уровня было наблюдение наставника или
действенная помощь, которую я, как ученик, получал при прохождении
состояния необычной реальности. Я выделил наблюдение в самостоятельную
категорию, т.к. подразумевалось, что на определенной стадии процесса
обучения наставник войдет в необычную реальность вместе с учеником.
В период состояний необычной реальности, вызванный dатurа inохiа, я
получал минимум наблюдения. Дон Хуан особенно акцентировал выполнение всех
моментов подготовительного периода, но после того, как я удовлетворил это
требование, он предоставил меня самому себе.
В необычной реальности, вызванной рsilосyве мехiсаnа, степень
наблюдения была совершенно другой, т.к. в этом случае ученик нуждался в
максимуме помощи и руководства. Подтверждение этого правила сделало
необходимым принятие другой формы, которое предполагало серию разных
установок, которые мне должны были быть даны для восприятия окружающего.
Дон Хуан дал эти установки в виде словесных команд и предложений во время
переходных стадий в необычную реальность. Другим аспектом его наблюдения
было руководство мною в начале состояний необычной реальности, давая мне
команды сконцентрироваться на некоторых составляющих элементах
предшествующего