Карлос Кастанеда

Разговоры с доном Хуаном

когда он

свободно раскрывал свое понимание.

Во второй части этой книги я даю структурный анализ, выведенный

исключительно из материала, изложенного в первой части.

* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УЧЕНИЕ *

1

Мои заметки о моем первом занятии с доном Хуаном датированы 23 июля

1961 года. Это была та встреча, с которой началось учение... Я уже

несколько раз встречался с ним до этого, но лишь в качестве наблюдателя.

При каждом удобном случае я просил учить меня о пейоте. Он каждый раз

игнорировал мою просьбу, но никогда не отказывал наотрез, и я истолковывал

его колебания, как возможность того, что он будет склонен поговорить со

мной о своем знании.

В этот раз он дал мне понять, что согласится на мою просьбу, если я

обладаю ясностью мысли и направленностью по отношению к тому, о чем прошу.

Для меня было невозможно выполнить это условие, так как моя просьба об

обучении была лишь средством установить с ним тесную связь. Я считал, что

его знакомство с этим предметом может его расположить к тому, что он будет

более открыт и более склонен к разговорам и, тем самым, откроет для меня

дверь к своему знанию о свойствах (качествах) растений. Он, однако,

истолковал мою просьбу буквально и интересовался лишь моей устремленностью

в желании учиться знанию о пейоте.

Пятница, 23 июня 1961 года.

- Ты будешь учить меня о пейоте, дон Хуан?

- Почему ты хочешь знать об этом?

- Я действительно хочу знать об этом. Разве просто хотеть знать -

недостаточная причина?

- Нет, ты должен порыться в своем сердце и обнаружить, почему такой

молодой человек, как ты, хочет поставить себе такую задачу учения.

- Почему ты учился этому сам, дон Хуан?

- Почему ты спрашиваешь об этом?

- Может, у нас обоих одна причина?

- Сомневаюсь в этом. Я индеец. У нас разные пути.

- Единственная причина - это то, что я _х_о_ч_у_ узнать об этом,

просто, чтобы знать. Но уверяю тебя, дон Хуан, что у меня нет плохих

намерений.

- Я верю тебе. Я курил о тебе.

- Что ты сказал?

- Это сейчас неважно. Я знаю твои намерения.

- Ты хочешь сказать, что видел сквозь меня?

- Ты можешь называть это так.

- Ну, а будешь ли ты учить меня?

- Нет.

- Это потому, что я не индеец?

- Нет, потому, что ты не знаешь своего сердца. Что важно, так это то,

чтобы ты точно знал, почему хочешь связаться с этим. Учение о "мескалито"

- крайне серьезно.

Воскресенье, 25 июня 1961 года.

В пятницу я весь день находился с доном Хуаном, собираясь уехать в

семь часов вечера. Мы сидели на веранде перед его домом и я решился еще

раз задать вопрос об его учении. Это уже был надоевший вопрос, и я ожидал

получить отказ... Я спросил его, есть ли такой способ, при котором он мог

бы принять просто мое желание, как если бы я был индеец. Он долго не

отвечал. Я был вынужден ждать, так как он, казалось, пытался что-то

решить. Наконец, он сказал, что способ есть и начал объяснения.

Он указал на то, что я устаю, когда сижу на полу и что мне следует

найти "пятно" на полу, где я мог бы сидеть без усталости. Я сидел с

поджатыми к подбородку коленями, обхватив ноги руками. Когда он сказал,

что я устал, я понял, что спину мою ломит и что я совсем вымотан.

Я ожидал, что он объяснит мне, что это за "пятно", но он не делал

этого. Я решил, что он думает, что мне нужно сменить положение тела,

поэтому поднялся и пересел ближе к нему. Он запротестовал и подчеркнул,

что "место" означает место, где человек может чувствоввать себя

естественно счастливым и сильным. Он похлопал по месту, где я сидел, и

сказал, что это его собственное место и добавил, что он поставил передо

мной задачу, которую я должен решить самостоятельно и немедленно.

То, что он имел в виду, было для меня загадкой. Я не имел

представления ни с чего начать, ни даже что я должен делать.

Несколько раз я просил его дать хоть какое-то объяснение или хотя бы

намек на то, с чего следует начинать поиски места, где я буду чувствовать

себя счастливым и сильным. Я настаивал на объяснении, что он имеет в виду,

так как ничего не понимал. Он предложил мне ходить по веранде, пока я не

найду пятно.

Я поднялся и начал ходить по полу. Я чувствовал себя очень глупо и

опять сел рядом с ним.

Он, казалось, был очень недоволен мной и обвинил меня в том, что я не

слушаю его и сказал, что, по-видимому, я не хочу учиться. Через некоторое

время, успокоившись, он объяснил мне, что не на каждом месте хорошо сидеть

или находиться и что в пределах веранды было одно место уникальное,

"пятно", на котором мне будет лучше всего. Моей задачей было выделить его

среди