когда он
свободно раскрывал свое понимание.
Во второй части этой книги я даю структурный анализ, выведенный
исключительно из материала, изложенного в первой части.
* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УЧЕНИЕ *
1Мои заметки о моем первом занятии с доном Хуаном датированы 23 июля
1961 года. Это была та встреча, с которой началось учение... Я уже
несколько раз встречался с ним до этого, но лишь в качестве наблюдателя.
При каждом удобном случае я просил учить меня о пейоте. Он каждый раз
игнорировал мою просьбу, но никогда не отказывал наотрез, и я истолковывал
его колебания, как возможность того, что он будет склонен поговорить со
мной о своем знании.
В этот раз он дал мне понять, что согласится на мою просьбу, если я
обладаю ясностью мысли и направленностью по отношению к тому, о чем прошу.
Для меня было невозможно выполнить это условие, так как моя просьба об
обучении была лишь средством установить с ним тесную связь. Я считал, что
его знакомство с этим предметом может его расположить к тому, что он будет
более открыт и более склонен к разговорам и, тем самым, откроет для меня
дверь к своему знанию о свойствах (качествах) растений. Он, однако,
истолковал мою просьбу буквально и интересовался лишь моей устремленностью
в желании учиться знанию о пейоте.
Пятница, 23 июня 1961 года.
- Ты будешь учить меня о пейоте, дон Хуан?
- Почему ты хочешь знать об этом?
- Я действительно хочу знать об этом. Разве просто хотеть знать -
недостаточная причина?
- Нет, ты должен порыться в своем сердце и обнаружить, почему такой
молодой человек, как ты, хочет поставить себе такую задачу учения.
- Почему ты учился этому сам, дон Хуан?
- Почему ты спрашиваешь об этом?
- Может, у нас обоих одна причина?
- Сомневаюсь в этом. Я индеец. У нас разные пути.
- Единственная причина - это то, что я _х_о_ч_у_ узнать об этом,
просто, чтобы знать. Но уверяю тебя, дон Хуан, что у меня нет плохих
намерений.
- Я верю тебе. Я курил о тебе.
- Что ты сказал?
- Это сейчас неважно. Я знаю твои намерения.
- Ты хочешь сказать, что видел сквозь меня?
- Ты можешь называть это так.
- Ну, а будешь ли ты учить меня?
- Нет.
- Это потому, что я не индеец?
- Нет, потому, что ты не знаешь своего сердца. Что важно, так это то,
чтобы ты точно знал, почему хочешь связаться с этим. Учение о "мескалито"
- крайне серьезно.
Воскресенье, 25 июня 1961 года.
В пятницу я весь день находился с доном Хуаном, собираясь уехать в
семь часов вечера. Мы сидели на веранде перед его домом и я решился еще
раз задать вопрос об его учении. Это уже был надоевший вопрос, и я ожидал
получить отказ... Я спросил его, есть ли такой способ, при котором он мог
бы принять просто мое желание, как если бы я был индеец. Он долго не
отвечал. Я был вынужден ждать, так как он, казалось, пытался что-то
решить. Наконец, он сказал, что способ есть и начал объяснения.
Он указал на то, что я устаю, когда сижу на полу и что мне следует
найти "пятно" на полу, где я мог бы сидеть без усталости. Я сидел с
поджатыми к подбородку коленями, обхватив ноги руками. Когда он сказал,
что я устал, я понял, что спину мою ломит и что я совсем вымотан.
Я ожидал, что он объяснит мне, что это за "пятно", но он не делал
этого. Я решил, что он думает, что мне нужно сменить положение тела,
поэтому поднялся и пересел ближе к нему. Он запротестовал и подчеркнул,
что "место" означает место, где человек может чувствоввать себя
естественно счастливым и сильным. Он похлопал по месту, где я сидел, и
сказал, что это его собственное место и добавил, что он поставил передо
мной задачу, которую я должен решить самостоятельно и немедленно.
То, что он имел в виду, было для меня загадкой. Я не имел
представления ни с чего начать, ни даже что я должен делать.
Несколько раз я просил его дать хоть какое-то объяснение или хотя бы
намек на то, с чего следует начинать поиски места, где я буду чувствовать
себя счастливым и сильным. Я настаивал на объяснении, что он имеет в виду,
так как ничего не понимал. Он предложил мне ходить по веранде, пока я не
найду пятно.
Я поднялся и начал ходить по полу. Я чувствовал себя очень глупо и
опять сел рядом с ним.
Он, казалось, был очень недоволен мной и обвинил меня в том, что я не
слушаю его и сказал, что, по-видимому, я не хочу учиться. Через некоторое
время, успокоившись, он объяснил мне, что не на каждом месте хорошо сидеть
или находиться и что в пределах веранды было одно место уникальное,
"пятно", на котором мне будет лучше всего. Моей задачей было выделить его
среди