и скуку повседневной жизни.
Наши обычные ощущения представляют собой некоторое соглашение,
к которому мы приходим в ходе длительного процесса обучения,
который заставляет нас поверить, что обычное восприятие -- это
единственная правда.
-- Искусство мага состоит в том, чтобы научиться
обнаруживать и разрушать эти стереотипы восприятия, -- сказал
он.
Кастанеда считает, что Эдмунд Гуссерль был первым
западным ученым, который понял, что существует возможность
"откладывания суждений". В своей книге "Идеи чистой
феноменологии и феноменологической философии" (1913) Гуссерль
изучает вопросы "феноменологической редукции".
Феноменологический метод дает представление о тех элементах,
которые поддерживают наше обычное восприятие.
Кастанеда считает, что феноменология дала ему хорошее
теоретическое и методологическое обрамление для восприятия
учения дона Хуана. В феноменологии, акт познания зависит не от
восприятия, а от намерения воспринимающего. Восприятие всегда
меняется в зависимости от истории или от приобретенных знаний
субъекта и всегда входит в определенное русло. "К самим
предметам!" -- так звучит главное правило феноменологического
метода.
-- Задача дона Хуана по отношению ко мне, состояла в
том, чтобы мало-помалу разрушить мои предрассудки восприятия,
достигнув тем самым полного разрыва. -- Феноменология
откладывает в сторону "суждения" и ограничивает все простым
актом намерения. -- Так, например, я создаю такой объект как
дом. Влияние феноменологии при этом минимально. "Намерение" --
это то, что трансформирует мое отношение в нечто совершенно
конкретное и исключительное. --
Кастанеда считает, что феноменология, бесспорно, имеет
малую методологическую ценность. Гуссерль не смог превзойти
уровень теории, и как следствие этого мало соприкасался с
людьми в своей повседневной жизни.
Кастанеда считает, что в настоящее время большинство
людей на Западе являются людьми политики. "Человек политики"
представляет собой нашу цивилизацию в миниатюре. -- Учение дона
Хуана открывает дверь для более интересного человека, человека,
который все еще живет в магическом мире вселенной.
Размышляя позже над его определением "человека
политики", я вспомнила книгу Эдуарда Шпрангера "Формы жизни", в
которой он говорит, что жизнь "человека политики" состоит из
взаимоотношений, основанных на силе и соперничестве. Человек
политики -- это человек власти, чья сила держит под своим
контролем столько конкретной реальности, сколько живых существ
ее населяет.
С другой стороны мир дона Хуана -- это магический мир,
населенный сущностями и силами.
-- Вызывает восхищение то, -- сказал Кастанеда. -- Что
хотя с точки зрения повседневного мира дон Хуан был
сумасшедшим, никто не мог этого заметить. Дон Хуан выглядел
всегда очень по мирски... в течении часа, в течении месяца, в
течении 60 лет. Никто не мог застать его врасплох! Дон Хуан был
безупречен, потому что он знал, что все преходяще, и что в
конце концов все проходит, и остается только красота. Дон Хуан
и дон Хенаро очень любили красоту.
Восприятие и концепции реальности и времени, которые
были у дона Хуана несомненно сильно отличались от наших обычных
представлений. Дон Хуан безупречен, но это не мешает ему
говорить, что с "этой стороны" все очень мимолетно.
Кастанеда описывает вселенную разделенной на две части:
правую и левую стороны. Правая относится к тоналю, левая к
нагуалю.
В "Сказках о силе" дон Хуан пространно объясняет
Кастанеде существование двух половин