ИМЕНА И ЧИСЛА
--------------------------------------------------------------------------------
Представление о том, что название вещи содержит в себе суть ее существа — одна из древнейших и наиболее фундаментальных магических идей. Названия служат для определения вещей. Вместо того чтобы подробно и долго перечислять свойства животного, удобнее сказать: “Это — лягушка”. Способность видеть разницу между названием “лягушка” и самим существом принадлежит современному утонченному уровню мышления. Для философа-мага имя суммирует в себе все свойства, определяющие именно это животное, и отражает суть животного. Если же животное называется иначе — например, жаба, — то оно не будет тем, что оно есть, и будет обладать иными свойствами.
В этом коренится магическая теория о том, что название вещи является ее миниатюрным двойником и может быть использовано в качестве заменителя самой вещи. Имея дело с именем человека, а не с его изображением, выполненным из глины или из воска, этому человеку можно нанести точно такой же вред; а когда используется восковое изображение, то во время крещения оно, как правило, нарекается именем жертвы. Классическим методом уничтожения или нанесения вреда врагу является следующая процедура: надо написать имя врага на свинцовой пластинке, воске или керамике, произнести соответствующее проклятие и закопать. Множество таких “проклятий” было обнаружено в захоронениях и храмах Греции, Малой Азии и Италии. “Как холодеет свинец, пусть так закоченеет и он”, — сообщает одна пластинка. Иногда, чтобы пронзить врага, в написанное имя вбивался гвоздь. “Я пронзаю его имя, которое есть он сам”. Некоторые проклятия связаны с судебными тяжбами. Имя оппонента в суде захоранивалось, чтобы сковать его болтливый язык. Иные пытались поразить жертву при помощи болезни. “Насылаю на Аристиона четырехдневную малярию, чтобы она свела его в могилу”.
Довольно ранним плодом магической теории имен стала концепция “истинного” имени. Если любой человек может оказаться во власти магического влияния лишь в силу того, что известно его имя, жизнь становится слишком опасной, и необходимо принять меры предосторожности, которые не давали бы магу власти над человеком. Таким образом утверждалось, что общепринятые названия вещей являются лишь удобными ярлыками. Имя, вмещающее в себя суть существа, называется “истинным” именем и держится в тайне.
Во многих первобытных обществах у человека было два имени. Одно для обычного, повседневного использования, другое же, настоящее, хранилось в тайне. Иногда оно не было известно даже своему владельцу, так как было произнесено ему шепотом Матерью еще в младенческом возрасте. Если колдуну удавалось выяснить истинное имя человека, он мог уничтожить этого человека, например, магическим переносом имени в листья или солому, которые сжигались или рассеивались по ветру. По мере того как имя сгорало в огне дотла или уносилось ветром, жертва слабела и умирала. Истинное имя содержало сущность человека и, распадаясь, влекло за собой и его распад.
По той же причине в тайне хранились истинные имена богов, ангелов и демонов. Плутарх сообщает, что в доисторические времена имя божества, охранявшего Рим, тщательно скрывалось. Было запрещено задавать вопросы об имени этого божества и что-либо узнавать о нем, даже его пол. Вероятно, римляне боялись, что враги смогут лишить их бога силы, если им станет известно его имя, или же вовсе переманить его на свою сторону. Библейский всадник на белом коне из Откровения, которого называют Верным и Истинным, тоже имеет другое имя. “Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадем; Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого”. Ангел, посетивший Маною, отца Самсона, также отказался раскрывать свое имя: “Зачем спрашиваешь ты меня о моем имени, видя, что это есть тайна?” Отказался сообщать свое имя и ангел, боровшийся с Иаковом. Возможно, он считал, что Иаков победит, если узнает его имя. Иудейские комментаторы полагали, что настоящим именем ангела было имя Саммаэль. То был страшный ангел яда и смерти, имя которого в переводе означает Яд Господа.
Убеждение в том, что название вещи содержит в себе саму вещь, лежит и в основе библейского обычая употреблять выражение “имя Бога”, вместо слова “Бог”. Господь сказал “он построит дом во имя мое” — то есть “для меня” — и велел Моисею повиноваться ангелу, который пойдет перед израильтянами, “ибо в нем мое имя” — то есть “я”. Святой Павел говорит, что Господь возвысил Христа “над всеми нареченными именами”, имея в