МИР ЧЕРНОГО МАГА
--------------------------------------------------------------------------------
2. Подражательная магия и магическая связь
“Предрассудки возникают инстинктивно, а все, что инстинктивно, коренится в самой природе вещей, чему скептики всех времен уделяли недостаточное внимание”.
Элифас Леви. “Доктрина и ритуал магии”
Магия во многом зависит от мимикрии. Кампанелла и Урбан VIII создавали искусственное небо в своей замурованной комнате. В церемоний ненависти маг мучает или убивает животное, имитируя ту силу, которую он пытается вызвать. Когда маг полностью овладевает силой своей воли и совершает определенные действия, он считает, что тем самым заставляет внешние силы Вселенной функционировать так же. Это является расширением закона “как внизу, так и наверху”. Как маг поступает “внизу”, так же будут вести себя силы Вселенной “наверху”.
Ведьмами широко используется такая зловещая вещь, как узлы. С магической точки зрения, завязанный узел связывает и порабощает человека, являющегося жертвой заговора. В качестве примера можно привести страшный талисман смерти, который представляет собой бечевку с девятью узлами. Иногда этот талисман называют “лестницей ведьм”. Тесемка завязывается с чувством концентрированной ненависти, направленной на врага, и запрятывается неподалеку от него. Узлы медленно высасывают из этого человека жизнь, и он погибает. Единственное спасение — вовремя найти тесемку и развязать узлы.
Иногда ведьмы завязывают узлы, чтобы коровы перестали давать молоко, но основное предназначение узлов связано с тем, чтобы по- ^ мешать супружеской паре наслаждаться радостями постели. В 1567 году одна из ведьм в Пуатье сообщила Жану Бодену, политическому философу, который также слыл известным авторитетом в области магии, что существует более пятидесяти способов завязывания узла с этой целью. Такой узел может сделать фригидными мужчину или женщину на день, на год, а то и на всю жизнь. Он может заставить, чтобы в ответ на страстную любовь одного, другой отвечал не менее страстной ненавистью или принудить супружескую пару к тому, чтобы во время любовного акта они раздирали друг друга до крови. Различные виды узлов применяются для того, чтобы воспрепятствовать любовной связи, зачатию или мочеиспусканию.
Во второй “Идиллии” Феокрита, написанной около 275 года до н. э., ведьма Симефа пытается вернуть своего нечестивого любовника Дель-фа при помощи другого вида подражательной магии. Она разжигает огонь и бросает в него зерно, приговаривая, что зерно — это кости ее возлюбленного. Она жжет листья лавра. “Дельф мучает меня; я сжигаю его с этим лавром... Пусть рассыплется тело его, как пепел в этом огне”. Симефа разогревает над огнем воск, приговаривая, чтобы Дельф растаял от любви так же, как плавится воск. Украв лоскут его хитона, она рвет его на части и бросает в пламя. Она уверена в том, что Дельф воспламенится к ней любовью подобно тому, как горят составляющие ее колдовства. В аналогичной сцене у Вергилия ведьма обвивает фигурку своего возлюбленного нитками, полагая, что таким образом она обволакивает его своей любовью.
Но одной мимикрии недостаточно. Имитация определенной силы побуждает эту силу к сы-митированным действиям, но Для того, чтобы направить эту силу на определенную жертву, между жертвой и заговором должна существовать связь, иначе сила не достигнет намеченной цели. Связь может быть установлена при помощи слов (произнося, что зерно — это кости жертвы, а листья лавра — его плоть) или же путем использования волос, ногтей, одежды, принадлежащих жертве.
Мрачный шотландский способ выяснения, поправится или умрет больной, для установления необходимой связи ограничивается лишь использованием слов. Этот способ заключается в следующем: выкопайте две ямы. Одну из них назовите “живой могилой”, а другую “мертвой”. Принесите больного и поставьте его на землю между этими двумя ямами, не сообщая," которая из них “живая”, которая “мертвая”. Если больной повернется лицом к “Живой могиле”, то поправится, если к “мертвой” — то умрет. Можно представить себе переживания больного, который верат в подобные испытания. В результате психологического воздействия на пациента, который узнает, что ему предстоит поправиться или что он обречен на смерть, это испытание может оказаться весьма эффективным.
После установления связи заговор действует но принципу имитативной магии — по закону “подобное к подобному”. В 1597 году Изабель Ричи из Абердина бьма обвинена в убийстве Томаса Форбса. Она взяла в доме Форбса две подушки,